Лучшие альбомы 2021 года | Музыкальный Викинг

Музыкальный Викинг

Рецензии на самые свежие альбомы

Лучшие альбомы 2021 года

Разнообразный. Таким был уходящий музыкальный год и таким стал рейтинг лучших альбомов по версии Музыкального Викинга. Молодые дебютанты дают прикурить, крепкие середняки продолжают совершенствоваться, ветеранам есть что доказать в меняющейся социокультурной среде. Деление на жанры все еще существует, но вкусы слушателей еще никогда не были такими разнородными.

📌 Сопроводите чтение плейлистом с лучшими композициями 2021 года!

Spotify | Яндекс.Музыка | ВКонтакте

🤏 Не забывайте о маленьких релизах! 9 лучших EP/Mixtape 2021 года находятся здесь.


30 МЕСТО

My Morning Jacket

My Morning Jacket

Вот читаю отзывы и думаю, что это странное начало списка. Самозваный альбом My Morning Jacket считают худшим в дискографии группы. А мне он понравился куда больше, чем безвременной I Don’t Live Here Anymore от The War of Drugs, который вечно будут крутить на голубых огоньках и новогоднем квартирнике у Маргулиса. На My Morning Jacket скучный классический рок играет яркими красками. Можно подергаться под «Love Love Love» и «Least Expected», вспорхнуть над проблемами под «Lucky to Be Alive», поумничать под «The Devil’s in the Details».


29 МЕСТО

Genesis Owusu

Smiling With No Teeth

Что это вообще было? О таких, как Дженезис Овусу, говорят «человек-оркестр». Таких называют хамелеонами. Афро-австралиец показал нам, каким разным может быть нео-соул. Тут и прямой R&B на «Waitin’ on Ya», и фанковый «Don’t Need You», и агрессивные выпады а-ля Death Grips на «Black Dogs!», и притчеподобные бары на «Easy».


28 МЕСТО

Parannoul

To See the Next Part of the Dream

На этом альбоме не хочется задаваться вопросами. Мы не знаем исполнителя — не важно. Мы не знаем, откуда это — пусть где-то из Южной Кореи, пусть. Мы не знаем языка — кого это интересовало? To See the Next Part of the Dream — яркий альбом, который то ли тонет в ностальгии, то ли мечтает о дивном новом мире. Эту музыку сделал человек, утопающий в самокритике. Он упорно искал в себе нечто светлое и достойное. Он нашел в себе силы копаться до самых глубин своей натуры. И нашел нечто удивительно прекрасное. Теперь оно ощутимо. И оно здесь.


27 МЕСТО

The Mountain Goats

Dark in Here

Такое ощущение, что Джон Дарнилл знает все наши проблемы.

Существует стереотип о музыкантах, согласно которому они, взбалмошные охламоны, действуют импульсивно, рационально, по мановению музы. Дарнилл же действует методично, выносит жизненные уроки, меняет свою рутину и все равно продолжает делать музыку. Так звучит профессиональный фолк-рок. Dark in Here — темный, отцовский альбом о глубоком понимании себя и своего человеческого нутра. Цена такой рефлексии — отстранение от остальных людей за масками и четырьмя стенами. «Lizard Suit» от таких переживаний даже в джаз превратился.


26 МЕСТО

Dijon

Absolutely

Absolutely — подушка безопасности в «Электромобиле 2021». Дижон на протяжении альбома упоминает некую Джоанну. Так вот, Джоанна, уже скажи ему «да». Парень старается. У него получилось великолепное любовное письмо. Он тут весь — бархатный и душевный. Никто так не любит больше, как любит он на «Rodeo Clown». Он рыдает. А «The Dress» — это вовсе какой-то современный «Careless Whisper». Таких не упускают.


25 МЕСТО

Porches

All Day Gentle Hold !

Это не альбом, а ходячее и звучащее конфетти. Вот что случается, когда музыкант не воспринимает себя серьезно и слушает что-то помимо поп-музыки коллег. All Day Gentle Hold ! – побратим последнего альбома Mura Masa, хотя бы потому что они находятся на одной аутотьюновской волне. Разве что хотелось бы побольше женского вокала (навскидку скажу, что это бас-гитаристка Майя Лэйнер), который так прекрасно дополнил песню «Swimming Big».


24 МЕСТО

dodie

Build a Problem

Не спрашивайте. Я сам не знаю, чем меня привлек плоский, едва слышный инди-фолк. Я даже не знал, что Доди Кларк — знаменитость с YouTube. Мои знания ограничиваются Эммой Блэкери — отличной ютюбершы, чья музыка, откровенно следующая линии Paramore, меня абсолютно не впечатляет.

Build a Problem — это Illuminati Hotties без иронии, это Big Thief без инди-шарма. Это редкая пластинка, где низкая громкость играет на руку исполнителю. Тихонький голосок Кларк ток-ток-токает, а на перкуссиях и струнах играют лилипуты, чтобы не дай бог не перекричать певицу. Лучший способ узнать, нравится вам это или нет — включить остренькую песню о факбое, разбивающем сердца, «Boys Like You».


23 МЕСТО

Lost Girls

Menneskekollektivet

Раздумья Енню Вал под странноватое техно? Заверните пять штучек.

Menneskekollektivet как будто бы продолжает там, где остановился прошлогодний Inner Song от Келли Ли Оуэнс. Он щекочет нейроны до тех пор, пока не задумаешься, есть ли у тебя мозг, в каком измерении ты находишься и как вообще плейлист с композициями в жанре «арт-поп» привел тебя к этому. Мягкий вокал преследует тебя все это время, а бежать некуда из этой бездонной коробочки, сотворенной авангардным экспериментатором Говардом Волденом.


22 МЕСТО

Marissa Nadler

The Path of the Clouds

И вот мы снова встретились, Марисса. Во время локдауна продуктивная музыкантша подсела на детективные истории, которые прекрасно дополнили ее готическую атмосферу. По правде говоря, я рад, что на The Path of the Clouds стало поменьше мистики и побольше гитар. Вместо таинственного дыма, от которого кружится голова, нас встречают четырехминутные композиции под копирку и обнимает умиротворяющая концовка «Lemon Queen».


21 МЕСТО

TORRES

Thirstier

Я не поспеваю за этой женщиной. Thirstier — в меру умный альбом на нерве, переосмысляющий альтернативный рок. Вот кто-то берет в руки гитару и на просьбу сбацать что-нибудь извергает однообразный фолк. А Маккензи Скотт делает оголенную музыку безо всяких авторитетов. Она не стесняется в выражениях и посылает воздушный средний палец на «Keep the Devil Out»: «Все хотят попасть в рай, но никто не хочет умирать ради этого».


20 МЕСТО

Black Country, New Road

For the First Time

Я чувствую себя по-настоящему старым, когда слышу Black Country, New Road. Молодежь пошла талантливее, умнее и наглее. Жду момента, когда буду махать кулаками на облака, а пока порадуюсь тому, что услышал For the First Time. Удивительная вещь. Эти переборы могут идти вечно, а слушатель все равно будет просить еще. Даже на непробиваемом инструментальном старте мелодия наяривает, как на шарманке. И не надоедает.

BC,NR поражают меня не музыкальным мастерством, а невероятно обостренным самоощущением. Ребята постоянно держат в голове свое положение в мире, отчего возникает кризис идентичности. Они делают отсылки к самим себе и к стоящим около Slint, black midi, а на «Athens, France» и вовсе переделывают строчку Фиби Бриджерс. Длиной композиций и их постоянной реконструкцией альбом похож на переосмысленный Twin Fantasy, только круче… Уилла Толедо снова задирают в школе, а сцену заграбастали представители британской элиты.


19 МЕСТО

Illuminati Hotties

Let Me Do One More

Сара Тудзин напоминает мне Обри Плазу. Они сгустки всех эмоций сразу, и никогда не знаешь, какая из них активируется. Прямолинейность — их визитная карточка. Illuminati Hotties — это Speedy Ortiz на стероидах. Сара не останавливается на миленьких, коротеньких композициях с задушевными гитарами. Она идет дальше. В какие-то моменты Let Me Do One More кажется стэнд-апом в панковой обертке. В одну секунду слышишь риффы в духе Sum 41, в другую — непонятные извинения в стиле «виновата не я, виноват капитализм».

Альбом не утопает в ненависти и не полагается исключительно на иронию. Illuminati Hotties умудряется заложить все мысли в один флакон, где ни один запах не перебивает другой. Let Me Do One More показывает, что нельзя всю жизнь быть только серьезным или постоянно дурачиться. Нужен баланс.


18 МЕСТО

Failure

Wild Type Droid

Удивительная штука — жизнь. Для одной из своих первых рецензий я выбрал малоизвестную группу в стиле спейс-рок. Не знаю, откуда я тогда вообще выкапывал исполнителей. Но вот Failure понадобились шесть лет спустя.

Wild Type Droid — иллюстрированная книга о музыке девяностых. Рассказывается в ретроспективе и сослагательном наклонении. Что было бы, если Soundgarden, Nirvana и Alice in Chains продолжали бы записываться? От невероятной точности догадок опешили даже самые матерые слушатели — настолько теряешься от этого путешествия во времени.

Фирменная хладнокровность Кена Эндрюса на припеве доводит до паники (см. «Headstand»). Но больше всего меня вдохновляет парочка треков «Submarines» и «Bring Back the Sound», которые отказываются двигаться с трендами и плотно стоят на своем основании. Обычно за такое ругают, но Wild Type Droid — какой-то отдельный случай. Пожалуйста, не отказывайтесь от этого альбома. В нем есть что-то такое, от чего слезы на глаза наворачиваются. Это рок, который мог дожить до наших дней, но не дожил.


17 МЕСТО

dltzk

Frailty

Пусть независимые исполнители узаписываются своим бедрум-попом и лоу-файным звуком, но dltzk — это The Microphones двадцатых. Не хочу обижать Weatherday или даже ранних Car Seat Headrest, но уровень драмы у них зашкаливает. А dltzk хочется сохранить и теребить, как клубок любимой шерсти.

Frailty — это краш из мультиплеерной видеоигры. Frailty — это аккуратно записанный микстейп для человека, который очень нравится. Frailty — это пижамная вечеринка с плюшевыми медведями. Он вмещает в себя все то, о чем стыдно рассказать, но приятно вспомнить. Смесь проигрышных жанров, кажущихся дурным тоном (дабстеп, мелодии из японских аркад и даже гиперпопический EDM), кажется такой воздушной, что все мечты с широко закрытыми глазами становятся явью. Вот просто бухнуться на кровать, лицом к потолку, раскинуть руки-ноги, зажмуриться и услышать «let’s go home» — поразительно недооцененную концовку с нео-эмошной кульминацией. И лепота. И плевать, что исполнителю 18 лет.


16 МЕСТО

Low

HEY WHAT

Наверное, самый необычный альбом из всего списка. HEY WHAT заслуживает и первого места по показателю эффекта «вау». Я могу долго распинаться по поводу хорошо припрятанного величия дуэта Low, но сделал это уже в огромной статье. Никак не ожидаешь, что тихие садоводы могут записать такой абразивный альбом — как будто граблями по железу. Контраст их ангельских голосов со стуком акульих челюстей не передать словами.

Алан и Мими продолжают писать о вечной зиме, о безысходности и бесплодии потуг наших. И делают это настолько стоически, что диву даешься. Пока одни не могут уснуть от панических атак в ночи, Low творят вопреки всему, молятся перед сном и спят как младенцы. Для тех, кто считает их музыку слишком затянутой, есть ответ в лице «More» с размазанным дисторшеном, который каким-то магическим образом не смазывает впечатление.


15 МЕСТО

Midwife

Luminol

Я очень люблю, что делает Лиз Харрис со своим проектом Grouper. Может, за меня здесь говорит эффект новинки, однако в этом году звание лучшего депрессивного дрона я отдаю Midwife. Если вы хотите отстранить себя от всего материального, лежать, не двигаться и думать о том, что вы — всего лишь звездная пыль, то Luminol идеально ляжет под это дело саундтреком.

Luminol полон повторяющихся рефлексивных высказываний, временами смахивающих на шизофренические. Когда мысли и тело восстают против себя самого, уже не знаешь, что значит «я». Благо, эти размышления проходят под убаюкивающий рифф «Enemy», уносящий нашу лодку далеко-далеко в море. А песня о разрушающей стороне любви «Promise Ring» приводит к полнейшему очищению — настолько прекрасна гитарная партия, которую ждешь весь альбом.


14 МЕСТО

Olivia Rodrigo

Sour

«Я не из тех, кто прыгает на волне хайпа», — сказал человек, который прыгает на волне хайпа. Однако устоять перед дебютным альбомом Оливии Родриго было тяжело. В этом году можно вспомнить много хороших возвращений к старому-доброму поп-панку уровня Аврил Лавин: тут вам и Уиллоу Смит, и Weakened Friends, и даже в какой-то степени Poppy. Но Sour обладает простецким шармом.

Как бы я ни открещивался от «Drivers License», два последующих сингла подтолкнули к прослушиванию всего альбома. И не зря. Я вновь окунулся в прекрасные деньки, когда по MTV и МУЗ-ТВ крутили зарубежные клипы. Как бы это странно ни звучало, мне в принципе начхать на бэкграунд Оливии. Мы все понимаем, что она — ребенок индустрии. Ее аутентичности хватило на типовые агрессивные обращения к бывшему, а их в свою очередь хватило, чтобы вставить пробелы между инструментами. Однако «Brutal» и «Good 4 U» — это неплохие пощечины всем тем, кто не обращает внимания.


13 МЕСТО

Erika de Casier

Sensational

«Скучаете по попсовому R&B из ваших любимых нулевых? Заездили все пластинки Нелли Фуртадо? Жизнь больше не имеет смысла? Есть решение! Возрадуйтесь плавным танцам под композиции Эрики де Касье — симпатичной португалочки, извивающейся перед микрофоном, как FKA twigs — вокруг шеста. Специальное предложение: вы можете послушать альбом Sensational всего за 169 рублей на известной стриминговой платформе».

Как-то так. Я очень рад, что кто-то занялся незавершенным романом R&B нулевых и приподнял его в вопросах продакшена. Единственный минус Sensational — нижайший уровень лирики, но он не портит впечатления.


12 МЕСТО

Turnstile

GLOW ON

По сравнению с этими ребятами PUP кажутся козьими потягушками.

Современного слушателя тяжело подсадить на хардкор, если ему никогда не нравилась тяжелая музыка. Скримо отгоняет мгновенно вне зависимости от его содержания. У Turnstile получается усидеть на двух стульях: они завлекают яркими нотками пауэр-попа, но скрывают за ними плотный и заразительный темп, под которым мы привыкли слышать неразборчивые строчки. GLOW ON — удивительно чистый альбом-барельеф, выдающий щедрые панковые мазки за аккуратные выпуклости, которые можно почувствовать через наушники. Это действительно праздник.


11 МЕСТО

Armand Hammer & The Alchemist

Haram

Билли Вудс и Элюсид без обиняков рассказывают о проявлениях систематического расизма, о машине, которая сжирает всех тех, кто неровно стоит или лежит. Haram — это не обычные рассказы о тяжелой судьбинушке, а четкие примеры, уложенные в сложную, даже научную лирику Фуко и Делеза. Не буду притворяться, что понимаю.

Если в прошлом году Run the Jewels были разгневаны, направили мгновенный импульс агрессии в творчество, Haram более взвешенный. Несмотря на тематику, их голоса приятны, что не удивительно, ведь Вудс всегда отличался плавным флоу. The Alchemist как всегда дает едва заметный, но дополняющий сэмпловый фон, как это сделал бы умелый писатель саундтреков. Особенно хочется выделить флейтоподобный «Indian Summer» и «Falling out the Sky» — фит с Эрлом Свитшотом и небольшим кусочком Дэвида Линча о сновидениях.


10 МЕСТО

Home Is Where

I Became Birds

Этот альбом очень легко продать. I Became Birds длится 18 минут. Он объединяет гитары в стиле «мидвест эмо» с губной гармошкой. Его записали обычные ребята, которые ходят на обычные работы и скрывают от начальников свое музыкальное хобби. Альбом испещрен образной и временами бессмысленной лирикой. Ах да, забыл сказал, что спокойное течение альбома иногда прерывается пост-хардкором или блэкгейзом, а потом продолжается как ни в чем не бывало. Продано?


9 МЕСТО

Japanese Breakfast

Jubilee

Есть в мире талантливые люди, которым воздается за все их старания. Мишель Заунер заходила в творческий мир со всех сторон. Опыт в писательстве, режиссуре и музыке окупился сторицей. Jubilee — сочная услада для ушей, не требующая приторных прикрас чембер-попа а-ля Weyes Blood и SPELLLING. Слушать этот альбом — все равно что раскрывать фрукт перед вкушением, будь то мандаринка или банан. Паприка — тот еще фрукт, конечно, но все равно являет собой самое грандиозное начало любого альбома 2021 года.


8 МЕСТО

Little Simz

Sometimes I Might Be Introvert

Little Simz начинает альбом так, как сильная черная женщина вышла бы воевать. Теперь, когда она обратила на себя ваше внимание, пора бы сменить все ваши топы с негативными и депрессивными альбомами — переходим на позитив. Напористость SIMBI соседствует с расслабляющими пассажами «Two Worlds Apart» и «I See You». Не пугайтесь девятнадцати треков. Альбом полон чудных интерлюдных вставок от актрисы Эммы Коррин, певицы Клео Сол и даже кузена Симби на «Little Q, Pt. 1 (Interlude)», диковинно похожего на Тайлера.

Интровертивный SIMBI — очередное доказательство, что спокойный человек в жизни может быть громким гением в творчестве. Как говорит сама Симз на «Fear No Man», она не типичный рэпер с цепями. Из ее уст мотивационные треки вроде «Gems» и «Speed» звучат искренне, а «How Did You Get Here» походит на историю успеха, которую проповедует семикратный чемпион мира «Формулы-1» Льюис Хэмилтон. Эх, блаженные.


7 МЕСТО

Moin

Moot!

Каждый год под елкой я нахожу такой вот экспериментально-роковый альбом. Крадущийся, местами пугающий Moot! мастерски обходит состояние паники, но редкими вокальными вставками создает эстетически-думерское настроение. Чего только стоит абсолютная жемчужина альбома «Right Is Alright, Wrong Is to Belong», где дрожащий женский голос выпаливает I think I went too far, как из пращи. Заевшие гитары порой напоминают походку параноидального субъекта, который перешел дорогу на красный и надеется, что никто не заметил. Moot! — идеальный саундтрек для симулятора граффити-артиста, только без рэперских замашек.


6 МЕСТО

Injury Reserve

By the Time I Get to Phoenix

Альбом в жанре хип-хоп для тех, кто не любит или не понимает хип-хоп. Я особенно советую его искушенным и заблудившимся любителям инди, потому что By the Time I Get to Phoenix — это новая глава в хип-хопе. Глядите — и вам понравится. Его уже сравнивают с пластинками, продвинувшими рок к пост-року, а именно Laughing Stock и Spiderland. Это новая форма, которая озадачила даже главных зубров жанра.

Этот альбом кажется «бесконечной шуткой» в прямом смысле. Он навсегда будет ассоциироваться со смертью Гроггса, одного из основателей Injury Reserve. При этом «Superman That» позволяет себе какое-то уникальное баловство: они засунули госпел в гиперпоп 100 gecs. А это только начало поминок. На «Footwork in a Forest Fire» Injury Reserve достают доску Уиджа и взывают абсолютно сумасшедшую читку Гроггса о побеге, о выживании, что в ретроспективе кажется жутким.

Дальше на нас сбрасывается густой клаустрофобный туман и включается эпизод «Черного зеркала» о дьявольских рекомендательных системах. Не эти ассоциации приходят в голову, когда говоришь о хип-хопе. За это By the Time I Get to Phoenix и получает такое высокое место в рейтинге.


5 МЕСТО

Richard Dawson & Circle

Henki

Ричард Доусон — это британец, родившийся в теле викинга. Его несдвигаемый голос встал как влитой в скандинавское прогрессивное детище Circle. Победные возгласы и высокие ноты «Cooksonia», вся эта ботаническая тематика, размеренный темп — идеальные условия для бардовского таланта Доусона.

Нельзя не подчеркнуть и преимущество финского коллектива Circle, который выпускает чуть ли не по одному альбому в год. Пока умная молодежь изо всех сил старается произвести чудесный выкидон, матерым гитаристам уже не нужно ничего придумывать, когда в руках оказывается инструмент. Восхитительная методичная работа на «Ivy» и «Silphium» сменяется замысловатым «Methuselah», до которого условным black midi еще пахать и пахать, а дотянуться может только Swans.


4 МЕСТО

Makthaverskan

För Allting

Как мне не хватало такого альбома… Не знаю, как можно скрестить дрим-поп с пост-панком, но надо спросить у композиции «Lova». Периодически эту шведскую группу с непроизносимым названием («мактавЭшкан») бросает в шугейзовую лихорадку. Если подсадить канадских мечтателей Alvvays к датским бунтарям Iceage, получится För Allting.

Новый альбом Makthaverskan — влажная мечта любого инди-слушателя, до которой добрались, к сожалению, немногие. Остались ведь еще скандинавы, не потакающие западному рынку, а делающие свое собственное дело. Тут вам и восхитительный вокал Майи Милнер, одновременно хрупкий и по-бьорковски сердитый, и легонькие гитары из теплого творчества DIIV.


🥉 3 МЕСТО

Weezer

OK Human

У пластинок Weezer два пути: либо в мусорку, либо в список лучших. «Белый альбом» полюбился за то, что Риверс Куомо в кои-то веки не прикинулся дурачком и законсервировал самое теплое подростковое лето. Последовало три, мягко сказать, посредственных альбома, пока не появился OK Human.

При всех изъянах Риверса Куомо ему не откажешь в одном — в честности. На OK Human мы узнали всю его локдауновскую рутину: где он гуляет, с каким интересом дает интервью, как слушает аудиокниги. Я настолько заездил эту пластинку, что уже не отличаю ее мелодичную оркестровку от типичного гитарного звука Weezer. Минорно-веселый тон OK Human напоминает борьбу каждого маленького человека с коронавирусными ограничениями и вытекающими из них мелкими переживаниями.


🥈 2 МЕСТО

Nick Cave & Warren Ellis

Carnage

Пока Carnage маринуется в своем минималистичном безумии, слушатель послушно внимает, неподвижен в кресле. Ник Кейв не теряет свою притягательность вот уже который десяток лет. Он не скучен и не увлекателен. Он не гипнотизирует и не заставляет. Он обычный рассказчик, вздымающий над небесами, размахом ястребиных крыльев покрывающий вселенную. Но таких «обычных» — единицы.

Спокойная величина этого дуэта лишь изредка показывает свою колючесть. Чего только стоит беспрецедентно опасный и кровожадный «White Elephant», угрожающий по-настоящему, а не как уличная шпана. В остальном доминируют рефлексивные композиции, граничащие между жизнью и смертью, благодарные за первую и смирившиеся со второй.


🥇 1 МЕСТО

black midi

Cavalcade

Победил авангардизм твидовых пиджаков. Творчество black midi порой подают с таким же благоговением, как музыку академическую, которую никто не хочет слушать, ведь это понимать, погружаться надо. На деле это обычные ребята, которые подходят к конструированию композиции как к сбору головоломки Танграм. Они не знали правил игры на Schlagenheim — пользовались ножницами и скотчем. Cavalcade же получился правильным, чинным и — парадоксально — безумным.

black midi больше не существуют формы ради. Cavalcade обрел содержание с отчетливо просматривающимися темами: метания отчаянного музыканта, свержение лидера секты, завтрак с Марлен Дитрих и даже старение, пусть парням еще и двадцати пяти не исполнилось. Перипетии композиций балансируют между приятным «я-знаю-что-будет-дальше» и неудобным «что-они-делают-с-моими-ушами». Cavalcade можно любить за статность, за вундеркидную взрослость, за талантливую игру. Но разве любят за что-то? Любят просто так.


Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на «Музыкального Викинга» любым удобным для вас способом:

Следующий Пост

Предыдущий Пост

Оставить комментарий

© 2024 Музыкальный Викинг

Тема Anders Norén

css.php