Оценка этого альбома на RateYourMusic едва не достигла четверки, но, как это бывает после позитивных рецензий от музыкальных ресурсов, налетели скептики и начали ее активно занижать. С ними трудно поспорить, ведь обвинения в однообразии мелодий Weyes Blood небеспочвенны. У меня были те же самые претензии к Front Row Seat to Earth (2016). На этот раз все по-другому. Если предшественник был записан в гараже, то Titanic Rising – это грандиозное выступление в затопленной спальне.
Камера! Мотор!
Это тот редкий случай, когда у меня не было больших ожиданий перед прослушиванием высоко оцененного альбома. Если бы у Weyes Blood появился альбом на уровне моей семерки, я был бы невероятно счастлив. Понимаете, мне очень обидно, что такой талантливый человек, как Натали Меринг, не может оставить весь свой потенциал на пластинке. Дальше красивого голоса Front Row Seat to Earth не пошел. Идеальный вокал не получал поддержки от сильного продакшена и быстро надоедал, пусть и сохраняя интенсивность сиренных запеваний.
Однако такие масштабные синглы, как «Andromeda» и «Movies», посеяли во мне надежду. Мало кто устоит перед усладой первого, а второй понравится тем, кто смотрит не для того, чтобы узнать, чем закончится. Кинематографическая тематика здесь присутствует не просто так. Судя по Твиттеру исполнительницы, ей нравятся фильмы. Но в какой-то момент Натали не смотрела их три года подряд, возмутившись неадекватностью не то самих лент, не то целой индустрии, которую она знает не понаслышке из рассказов своих многочисленных родственников.
«Пора делать собственные фильмы», – подумала Натали. «Everyday», второй сингл с Titanic Rising, потребовал от нее самостоятельного режиссирования. Из имеющихся под рукой жанров Weyes Blood выбрала самый ламповый – «хоррор». Красочный клип с клишейным образом маньяка в заброшенном коттедже ответственен за долю юмора на Titanic Rising. Название четвертого студийника также вдохновлено фильмом Джеймса Кэмерона, а не, например, стихотворением Томаса Гарди «Схождение двоих» или историческим фактом о нашумевшем корабле. Если у Лолиты на нем можно провести последний день, то с Weyes Blood мы уже утонули.
Глядя на обложку Titanic Rising, можно представить, что на ее изготовление ушло не меньше времени, чем на сам альбом. Натали Меринг говорит, что вода на этой пластинке воплощает подсознательное царство. Эти мечтательные и бесформенные концепты неподвластны самой исполнительнице, и она отдает этот символизм на откуп слушателю. Меня это сильно смутило, ведь через эти образы Titanic Rising каким-то образом собрался обвинять кинематограф в неверном отображении гендерных ролей и рассказывать о нахождении современного поколения в «воде». Слишком много случайных образов для освещения таких серьезных проблем, вам не кажется?
Но когда дело касается конкретных комментариев об инди-музыке в целом… Держите ее семеро. Меринг выступает против культуры независимых исполнителей, получивших массовое признание, доведшее их до Billboard-рейтингов. Она считает выстраивание жизненного имиджа главным врагом музыки. Натали не называет имена, не бросает камни в чужой огород – она просто отстранена от этой культуры.
Здесь я полностью защищаю Weyes Blood. Что делает музыку примечательной и запоминающейся на десятилетия? Не общий имидж исполнителя, а его текущее состояние во время записи альбома. Меринг надеется, что эта позиция помогла ей записать Titanic Rising, который «послужит путеводителем, пониманием, почему вы чувствуете себя именно так, и как потом можно развить в себе другое отношение к изоляции, одиночеству и мифам нашего времени». Именно так Натали описала свою новую работу во флаконе психоделического чембер-фолка.
Пленных не берет
Натали не любит, когда ее сравнивают с другими исполнительницами жанра. Таким людям она отвечает, что нет ничего экстраординарного в том, что они знают два имени и бросаются ими в третье. Я пойду поперечно этой мысли, лишь бы описать удивительную атмосферу стартового трека «A Lot’s Gonna Change». Здесь авангардизм Джулии Холтер встретился с вокалом Мицки, и меня можно забирать уже через две минуты. Обычно фолк выбирает одну из двух дорог: заливание инструментала прямо в уши слушателя, находящегося в этой же комнате; или масштабная эпопея о мифическом королевстве, забытом на страницах учебников по истории. Каким-то образом у «A Lot’s Gonna Change» получается задеть и то, и другое.
«A Lot’s Gonna Change» просит исключить слово «ностальгия» из словарного запаса и учит тому, что вся жизнь еще впереди. Кульминация обманчиво медленного трека должна была наступить гораздо позднее, но на самом деле обезоружила меня, не дав закончиться второму куплету: «Если твои друзья и твоя семья не будут больше рядом, самое время научиться справляться без них». Наверное, с такой музыкой ничего не страшно.
Еще один неожиданный удар приходится на волшебный припев «Andromeda». Я не могу сдержать улыбку уже на первой его строчке, потому что Меринг опять обставила меня как дурачка. Разве можно так петь? Она не меняет высоту, не прибавляет громкость, но стоит ей протянуть заветное слово «love», как все вокруг падают к ее ногам. А в это время на фоне не происходит ничего примечательного. Обычная синтетическая прямая с гавайскими гитарами специально отошли подальше, чтобы оставить нас наедине с восьмым чудом света. Неравный бой. Нечестно.
«Everyday» больше похож на человеческое деяние. Это основательный трек, от которого трудно отделить какие-то значительные части. Рядовому слушателю он не запомнится ничем, и вряд ли ситуацию спасет сверхэмоциональное клавишное завершение, доведшее музыкантов до дронового исступления. С хичкоковским клипом оно пережевывается как-то поаппетитнее.
«Something to Believe» как бы подхватывает «A Lot’s Gonna Change», рассказывая о тяжелых моментах, из-за которых мы плачем и жрем мороженое ведрами. Натали поет об искре веры в самое важное, что у нас есть, – в самих себя. «Something to Believe» служит неугасающим маячком, который всегда с нами и помогает внутреннему голосу разума раскрыться. Самое время ему разговориться наступает в полутораминутный момент эмбиентной тишины на «Titanic Rising». Пора поднимать этот лайнер со дна морского.
Утонул
Я думал, что у «Movies» кульминация не наступит никогда. При всей гениальности трека мне придется испортить малину, сказав о том, почему Titanic Rising получит полярно противоположные отзывы. Не каждый выдержит роботический перебор и отточенный, словно брюлик от «Сваровски», вокал Натали. Слушатели будут ожидать момент, который спасет их от ремарки «и что теперь?», а вместо этого получат сумасшедший струнный брейкдаун. Он вроде бы сойдет за грандиозный, но после него ничего не изменится: нас снова окунут в предэйфорийные строчки певицы.
Мне тоже хочется покритиковать «Movies» за плотность звука, несовместимую с жизнью. В нем так душно, что хоть в форточку высовывайся. Но песню спасает сама задумка, имитирующая видеопленку. Меринг рассказывает о том, почему людям нравится смотреть кино: в нем можно ощутить неощутимое, найти что-то недоступное другим зрителям, разорваться от счастья в конце концов. Медленное течение «Movies» – единственный метод, которым можно было добиться киношной структуры и имитировать процесс просмотра. Все-таки песню можно прослушать за шесть минут, а на фильм надо выделить время. Тогда что Меринг думает о книгах?
На «Mirror Forever» каким-то макаром затесался братец Д’Аддарио из «мюзикальных» The Lemon Twigs. Смена за штурвалом привела к созданию моего фаворита с Titanic Rising. Мы впервые становимся свидетелями текстового ускорения в припеве. Мы так привыкли к обволакивающему мотиву альбома, что однострочная аритмия кажется самым важным изобретением со времен электричества. Перкуссии тоже заиграли по-новому: бойко ограничивают вокальные амбиции или отвлекают внимание от сей красоты, переливаясь из одного уха в другое.
Как только Weyes Blood вернулись в свое прежнее состояние на «Wild Time», терпение лопнуло и у меня. Сколько можно играть на одном и том же? Слабый припев водит нас за руку по душистому саду, но ходим мы по кругу и не успеваем приглядеться. Скажу ужасную вещь, но поверхностный подход к концептам, описанный в начале рецензии, превратился в поверхностное музыкальное копание. Самая мякотка опять осталась во второй половине трека, где доминирует неугомонный фортепианный пассаж, а последнее выступление припева наконец-то находит ранее не найденные вершины. Но метаться уже поздняк.
Закрываю глаза – негодование проходит. Все становится на круги своя, когда мы окунаемся в атмосферу классического фильма семидесятых. «Picture Me Better» обладает минорным проигрышем и двигает монументальное пение Натали Меринг с мертвой точки. Оно не удивительно, ведь она оплакивает своего друга, покончившего с собой, и ждет «звонка из загробного мира». Никому не пожелаешь этого чувства, как будто ты мог помочь, но опоздал. На поминках Меринг с друзьями запели «мы нашли зиму для твоего свитера», а их поддержала обнадеживающая скрипка «Nearer to Thee».
Вердикт
Titanic Rising находится в семимильном шаге от прошлого Front Row Seat to Earth. Мечтательные облака за спиной Меринг сменились замысловатыми декорациями. Целостность и глянцевость продакшена вывела этот альбом в разговоры о включении в список лучших альбомов десятилетия. И я больше всего ценю авангардные мысли современного арт-попа, который по всей видимости вытесняет нишу стандартного инди-рока. И все вроде бы ровно, но…
Titanic Rising не подойдет для внимательного прослушивания. Он подходит для сфокусированного прослушивания. Причем фокусироваться нужно на эстетике самого музыкального вкушения, возрадоваться тому, что человеческая натура способна на столь высокую музыку в эпоху «тыц-тыц-тыц». Плоды трудов Weyes Blood видны по лакмусовой бумажке активных слушателей с RYM, где, среди массового одобрения, критические комментарии вызывают вопросы об интеллекте их авторов.
А кто засомневается в объективности хвальбы? Правильно: никто. При всем моем уважении к дотошному Россу Хортону из The Line of Best Fit, я сильно сомневаюсь в проявленной им искренности. Автор оправдал высокую оценку Titanic Rising, найдя в нем проблески – кхем, кхем – следующих альбомов и исполнителей. Записывайте:
- Low Дэвида Боуи;
- The Beatles (упоминаются Abbey Road и All Things Must Pass Харрисона);
- Шарон Ван Эттен (еще можно понять);
- Джеймс Мерфи из LCD Soundsystem;
- OK Computer от Radiohead;
- Брайан Ино и Уильям Басински (потому что была попытка эмбиента);
- Роберт Фрипп из King Crimson.
Нехило он всмотрелся, не правда ли? Судя по собранным именам и пластинкам, перед нами гений. Это ж как можно было за сорок минут уложить столько влияний! Мы ведь живем в эпохе, когда быть похожим на культовые альбомы – это крупное достижение.
Это не имеет никакого отношения к усилиям Weyes Blood, но вот почему я отошел от своей мысли. Возьмите аудиторию пошире, и я уже не знаю, кого сможет привлечь Titanic Rising. Возьмите того, кто не видел чарт лучших альбомов в истории человечества, – ему даже с закрытыми глазами аудиофилию от Weyes Blood не надо. Снобизм коллекционеров проявился и в высокомерии некоторых моментов Titanic Rising, где Меринг нас буквально заставляет давиться созданной ею красотой. А она тоже бывает скучной.
Но по поводу качества Titanic Rising спорить не приходится. Этот альбом по праву войдет в список лучших альбомов за 2019 год. Здесь были и верные посылы «A Lot’s Gonna Change» и «Something to Believe», и захватывающий «Andromeda», и экспериментально-масштабный «Movies». Мне постоянно приходилось брать передышку на менее яркие, но четкие детали «Mirror Forever». Этого альбома было слишком много, и дело не в продолжительности, а в желании кому-то чего-то доказать. Все хорошо в меру.
Оценка: 7/10
Плюсую: «A Lot’s Gonna Change», «Andromeda», «Something to Believe», «Mirror Forever»
Минусую: «Wild Time»
Слушать Titanic Rising в ВК
Слушать Titanic Rising на Яндекс.Музыка
Слушать Titanic Rising на Bandcamp
Слушать Titanic Rising на Apple Music
Слушать Titanic Rising на Spotify