Perfume Genius – No Shape
Дата релиза: 5 мая 2017 г. | Лейбл: Matador Records | Оценка: 8/10
Разрывающее стереотипы творчество Майка Адреаса раздвигает свои границы до неприличия. No Shape несет в себе сумасшедшую энергию, от которой иногда становится неловко. Атмосфера альбома захватывает дыхание уже в первом треке своими грандиозными переходами в другой мир. Темой его песен и соответствующей хореографии является нахождение комфорта в субтильности и чувственности. Я бы даже назвал этот альбом гимном андрогинности.
Адреас говорит о сложности самовыражения, восприятия вот этого неудобно приятного настроения, направленного на получение удовольствия. Только важно заметить, что даже гедонистический настрой альбома несет в себе десятки проблем. Напряжение никогда не спадает в таких хороших треках, как “Wreath” и “Choir”, окруженные постоянным опасением. В “Valley” Майк задается вопросом: “Сколько же мы должны жить правильно, пока нам не нужно будет стараться?”
Базируется студийник на хрупком голосе в “Slip Away”, который придает хаотичность и фрагментальность мысли исполнителя. В течение No Shape перкуссии хоть и кажутся нелепыми, но служат своеобразным конфетти, блестками для каждой композиции. “Every Night” – элегантный и поистине ночной трек, напоминающий строчки Бродского: “извиваясь ночью на простыне…” И извиваться приходится: под прекрасную композицию “Die 4 You”.
При всем этом No Shape нельзя назвать идеальным альбомом. Например, “Just Like Love” становится чересчур надоедающей уже в своем зачатии. Очень перспективно выглядело сотрудничество с Натали Меринг из Weyes Blood в треке “Sides”: казалось бы, да это же дуэт, возведенный на небесах! Только вот получилось так себе, друг друга они вовсе не дополняли, отвели глаза от общей картины и, при отсутствии облаков под нами, мы опять упали на землю.
Как бы то ни было, No Shape претендует на звание самого красивого и, возможно, противоречивого для многих консервативных слушателей альбома этого года. Майку Адреасу можно поставить пять с плюсом за его открытость, и он заслуженно идет впереди других исполнителей данной музыкальной ниши.
Slowdive – Slowdive
Дата релиза: 5 мая 2017 г. | Лейбл: Dead Oceans | Оценка: 6/10
Пора очень аккуратно подбирать слова. С этим альбомом нужно обращаться по-своему. Услышали мы первые треки от Slowdive, впервые с 1995 года, и мгновенно оказались в их ловушке. “Ого, да это тот же звук, какая ностальгия!” Вышел альбом, критики изошлись слюной и настрочили дифирамбы возвращению великого шугейз-коллектива. И все казалось этакой диснеевской сказкой. Пока не пришел человек, в чьей объективности сомневаться не приходится. Стоило только Энтони Фэнтено осмелиться поставить Slowdive катастрофические 3/10, как все замялись и стали пинать воздух.
Первым делом 5 мая я послушал этот лонгплей полностью и прекрасно осознавал свои чувства. В здравом уме и твердой памяти, все как надо. И вроде бы мне понравилось вернуться в эту шикарную атмосферу, которую можно сравнить только с медленным проворачиванием трубы калейдоскопа, бережной стиркой вашей машинки и… Нет, я не буду ради мема сравнивать это со звуками пылесоса. Но чего-то не хватало. Не было “эффекта вау”.
Мудрым решением Slowdive стало выпустить только восемь треков, о продолжительности альбома задумываться не приходилось, ничего не заедало. Уж в чем не откажешь Slowdive, так это в его отглаженности. Это реально альбом, приодетый с иголочки. Назвать хоть одну композицию провальной не повернется язык. И сравнивать его с предыдущим материалом тоже не получится, потому что мы по сути знакомимся с хорошо забытым старым.
Я бы очень хотел услышать слова тех, кому Slowdive честно и добросовестно зашел. Шугейз – тот жанр, который описать вербально достаточно сложно. Но это ли не оправдание для того же вэйпорвейва? Представьте себе мир, в котором запретили создавать музыку этого жанра, а через двадцать с лишком лет ему снова дают добро. По-моему, люди только разведут руками. Нет возможности хоть как-то объяснить, что это за зверь и с чем его едят.
Мне самому больно ставить эту оценку после прослушивания тех же “Star Roving” и “Sugar for the Pill”, но приходится. Похоже, эту страницу истории уже давно нужно перевернуть. Как эпилог к ней, Slowdive звучит очень даже свежо, но является он исключительно нашим гостем, попавшим сюда посредством машины времени, и остается не так уж и много часов, когда ему придется попрощаться с новым светом и красиво раствориться в воронке между пространством и временем.
Paramore – After Laughter
Дата релиза: 12 мая 2017 г. | Лейбл: Fueled by Ramen | Оценка: 7/10
Если вы еще не ознакомились со свежим альбомом Paramore, то обязательно сделайте это, потому что After Laughter может стать главным сюрпризом этого года. Я бы не сказал, что это совсем не похоже на то, что творила Хэйли в течение вот уже более десяти лет (ужас какой), потому что Paramore 2013-го года уже выходил на уровень чего-то большего, чем просто альтернатива и поп-панк. В частности, этому способствуют с каждым разом все более взрослеющие тексты.
After Laughter – это как эволюционировавший вид на временной шкале. Он вобрал в себя элементы нью-вейва, синти-попа и инди, при этом никуда не уходя от лучших традиций пауэр-попа. Это отличный танцевальный альбом с серьезными темами, от которых иногда нужно сесть и задуматься. Прекрасным примером является “Forgiveness”, где прощение становится едва ли не самым сильным поступком человека по мнению солистки Paramore.
Музыкально альбом попадает во все точки. Пробивной “Hard Times” является главным фаворитом и визитной карточкой нынешнего Paramore. Не сразу попавший в сердце “Told You So” сначала напрягал своим неказистым переходом к припеву, но быстро стал моим любимцем. Общее веселое настроение мелодий скрывает реальные проблемы лирического героя в “Fake Happy” и балладного “26”, в котором “реальность разобьет твое сердце”.
After Laughter – многогранный проект, из которого можно взять очень многое, так как к этому типичная аудитория альтернативной музыки не привыкла. Радует, что за дело взялись Paramore, которые говорят своим фанатам расширять свои музыкальные горизонты. Отличный альбом.
The Mountain Goats – Goths
Дата релиза: 19 мая 2017 г. | Лейбл: Merge | Оценка: 7/10
Я всегда опасаюсь подходить к исполнителям, чья дискография ломится от названий, потому что их фанаты сразу нападут на мое невежество и плохое ознакомление, а любопытные слушатели спросят, а чем это нас должна зацепить именно эта работа?
Goths – шестнадцатый по счету альбом калифорнийской группы The Mountain Goats. Но сравнивать их студийники и искать между ними хоть какую-то связь – это все равно, что сравнивать литературные произведения одного автора. Мы можем углядеть почерк, стиль и манеру, но каждый альбом The Mountain Goats действительно может претендовать на звание романа, отдельного слоя мышления Джона Дарниэля.
Если рассказать всю историю Goths, то читатель даже не увидит спойлеров: это настолько большой мир отсылок к готической культуре, в том числе и музыке, настолько детализированное наблюдение за людьми, что ухватиться за все аллюзии не сможет и Genius с его вечно спорными аннотациями.
Подходить к Goths нужно исключительно подготовленными, если вас интересует все повествование. В то же время, с точки зрения мелодии The Mountain Goats проделали огромную работу, чтобы не усыпить человека, который пришел сюда только ради музыки. Здесь можно насладиться настоящим городским звуком, отдающим атмосферой метро. А искренность главного героя и солиста, который говорит, что “он хардкорный, но не настолько хардкорный” в “The Grey King and the Silver Flame Attunement”, подкупает своей четкостью, будто это хорошо подготовленный текст аудиокниги.
alt-J – Relaxer
Дата релиза: 2 июня 2017 г. | Лейбл: Infectuous; Atlantic | Оценка: 3/10
alt-J всегда отличались своей аутентичностью и креативностью. По-моему, ни одна группа в мире сейчас не подходит к звуку так радикально, как этот британский коллектив. Только вот эксперименты в Relaxer привели к гиперболическим результатам, от которых голова идет кругом, в не очень хорошем смысле этого слова. По-моему, alt-J перемудрили самих себя. Либо просто подурачились. Потому что похоже, что этот лонгплей – просто пример больного троллинга.
Главной ошибкой Relaxer стала подозрительная интерпретация композиции “House of the Rising Sun” от The Animals. Британцы подумали, что получилось оригинально и по-своему, но это полный промах, едва водящий вилами по воде. Далеки от идеала и абсолютно хаотичные по замыслу треки вроде “Hit Me Like That Snare” и “Deadcrush”.
Здесь есть и светлые пятна в лице синглов “In Cold Blood”, чей веселый ритм запоминается надолго, и “Adeline”, в которой все тихие и атмосферные решения хотя бы приводят к чему-то. Но в основном Relaxer – это огромное разочарование, которое даже альбомом назвать сложно. Проблема даже не сколько в выборе мелодий, сколько в самом концепте. Оправдывая название лонгплея, alt-J решили отдохнуть от усердной работы и тяпляпнуть вот такое чудо.
Marika Hackman – I’m Not Your Man
Дата релиза: 2 июня 2017 г. | Лейбл: Sub Pop | Оценка: 7/10
Аббревиатура “ЛГБТ” в последнее время становится все более модной в мире музыки и превратилась в отдельный тег. Второй альбом Марики Хакман, молодой британки, которая буквально идет нога в ногу с той же Лорой Марлинг (ее я восхваливал в прошлом посте), прекрасно вписывается в эту музыкальную нишу и делает это с большим, но не громким заявлением. Если Semper Femina от Марлинг – это взгляд на женщину со стороны мужчины, то I’m Not Your Man раскрывает глаза обывателей на лесбийские отношения. Происходит это на протяжении почти целого часа и пятнадцати треков, о которых можно долго говорить по отдельности. Мы коснемся нескольких из них.
В первом же зубодробительном треке “Boyfriend” Хакман высмеивает парня за то, что он не всерьез воспринимает измену его девушки с лирической героиней. Такое ощущение, что британка так давно хотела это сказать, потому что это замечательный юмор запоминается надолго. Особенно это ощущается в бодром припеве: “Он знает, что женщина нуждается в мужчине, чтобы заставить ее кричать”. Марика проводит ликбез по однополым отношениям в ироничной форме, указывая на то, что “никто не воспринимает нас всерьез, потому что на мне – платье”. Такое же настроение присутствует на нескольких треках первой половины. Например, “Good Intentions” обладает аккуратным и упрямым звуком, выплескивающим скрытую ярость певицы. Рекурсивная идея зацикливания на одной проблеме оправдывается в циркулирующей структуре “Round We Go”. Особо мне нравится трек “Time’s Been Reckless”. Мой определенный фаворит I’m Not Your Man выделяется заводным припевом и веселым бэк-вокальным настроением для песни, в которой поется о безжалостно и неумолимо текущем времени.
Но в I’m Not Your Man только на первый взгляд все так весело. Уже в двух персональных историях Марики чувствуется дикая меланхолия: “Gina’s World” буквально написана слезами, а “My Lover Cindy” только и говорит о жадности и страсти коротких отношений. Нельзя и пропустить странность оды “Violet”. Ода не кому, а чему: Марика здесь воспевает рот ее бывшей девушки. Занятно. Иногда кажется, что весь альбом – это один долгий смачный поцелуй. Не обязательно последний.
К сожалению, I’m Not Your Man не может похвастаться стабильностью. Уже после хорошего “Apple Tree”, салунный и медленный заход которого позволит Хакман петь эту песню, даже когда ей стукнет за шестьдесят, становится понятно, что звук начинает избиваться. “So Long” вообще можно считать одним из самых неудавшихся треков с альбома. Слив продолжается и в излишне старающемся “Eastbound Train”. Виной всему странная депрессуха, развившаяся у лирической героини: такое ощущение, что в “I’d Rather Be With Them” ее все-таки кинули. Нашлось место и для тирады о зомбированных телефонами людях в “Blahblahblah”, где они либо “лицом вниз”, либо “прижались к стен”. Мелодия и смысл пропадают вместе с депрессивными и бессонными мыслями “AM”.
В общем и целом, I’m Not Your Man – это семимильный шаг вперед от британской исполнительницы. Очень уж интересно узнать, куда пойдет ее творчество. Хакман выбрала хороший концепт и выработала отличную музыкальную формулу, но, к сожалению, заигралась со своими лирическими навыками, которые можно было бы перенести на другой проект.
Cigarettes After Sex – Cigarettes After Sex
Дата релиза: 9 июня 2017 г. | Лейбл: Partisan | Оценка: 6/10
Пора окунуться в долгожданный дебютный альбом от группы с невероятно заманчивым именем. Грег Гонзалез – большой маг и чародей, чья музыка заставляет порхать бабочек в животах своих слушателей. Полного студийника от них ждали аж с 2012-го года, и вот перед нами “самозваный” проект Cigarettes After Sex.
С первого же трека “K.” слушатели могут поделиться на два лагеря. Я примкну к тем, что завороженно не двигаются, пока не наклонят голову, обхватят ее руками и начнут судорожно реветь. Другие же вопросительно двинут бровью и забракуют материал. По-моему, Cigarettes After Sex попали мне в самое сердце этим треком. Для первого прослушивания эмоции многих все равно будут свежими, так как голос Гонзалеза воистину завораживает. Он так напомнил мне красно-белую карамельку в фантике, похожем на бабочку. А текст – ну, с кем-то он прямо так скоррелирует, что слезы будут течь до конца лонгплея. Таинственная Кристен, подруга без обязательств, которая так скоропостижно покинула жизнь лирического героя. Меланхолия у окошка, бездвижность, тоскование. Я тоже скучаю по тебе, К.
Но уже с третьей песни “Sunsetz” становится понятно, что по отдельности Cigarettes After Sex может из себя ничего и не представлять. Это часть единого текста, закрепленного настроения, на котором играет этот альбом. Причем иногда формула не срабатывает. Мы все знаем, что крутая фишка эмбиент- и дрим-попа состоит в том, что ты уже думаешь, что темп не может быть еще ниже. Но он может, в “Each Time You Fall In Love”. К сожалению, исполнение сильно хромает.
Как бы я не хвалил некоторые текстовые “попадания”, лирика тоже дает слабину примерно с песни “Flash”. В “Sweet” не нашлось ничего умнее, кроме как разбить свое сердце ради любимого человека и считать это сладостью. Решение построить оперный театр во имя любви в “Opera House” как-то тоже не кажется продуманным. Для того чтобы посвятить песню великому актеру вестернов, а именно “John Wayne”, тоже далеко ходить не надо. Многие слушатели называют Cigarettes After Sex сексуальным альбомом, именно с точки зрения мелодии. Ну может быть кому-то и нравятся совершать акт во время прослушивания музыки. Но вот “Young & Dumb” решает обойтись безо всяких эвфемизмов с частями тела и зданиями и рубит правду-матку, как и предполагает название.
Из позитивных песен можно отметить до боли красивый “Apocalypse”, продолжающий неудобную тему между любовью и дружбой: “Твои губы, мои губы, апокалипсис”. Так и хочется поставить между этими тремя однородными членами предложения математические знаки “плюс” и “равно”.
Cigarettes After Sex – это настроенческий альбом, который зайдет только в определенный момент жизни или под определенное состояние. Именно поэтому оценка недостаточно высока, так как особо альбом не представляет ничего большего, кроме как приятной компиляции треков.
Big Thief – Capacity
Дата релиза: 9 июня 2017 г. | Лейбл: Saddle Creek | Оценка: 6/10
Дебютный альбом этого коллектива, Masterpiece, оправдал свое название в прошлом году, будучи поистине шедевральным. Меня очень порадовало, что год спустя не наевшиеся креативом и ведомые Адрианн Ленкер Big Thief не отложили дело в долгий ящик и начали ковать железо пока горячо. А радует именно то, что музыкальные издания не успели позабыть о группе не самого высокого порядка и топили за Capacity.
Masterpiece был сборником семейных историй солистки, воспоминаний о старых-добрых и потерянных знакомых и окутывал слушателя невероятно уютной атмосферой. Для Big Thief я бы придумал отдельный тег “уютный инди-рок”, от которого становится тепло на душе, как от вашего любимого пледа, когда вы сидите на кресле-качалке или за деревянным столом со своими старыми друзьями и режетесь в домино.
К сожалению, Capacity не выдержал проверку. Да, поднимаются достаточно интересные темы, включая равенство полов в “Pretty Things”, а именно идею, что в мужском есть женское, а в женском – мужское. Маленькие инциденты порождают оправдывание человечества лирической героиней. Но чаще всего измышления превращаются в хаос, как например нервное начало “Shark Smile”, за которым прячется простая пустышка, доказывающая, что случайность не может быть гениальной.
Заглавный трек “Capacity” только подливает масла в огонь, ведь развивающиеся на наших глазах рассказы, которые якобы должны резонировать со слушателем, как это было в Masterpiece, к сожалению, заставляют только повести пальцем у виска. Вместе с этим пропала красота, а музыкальное сопровождение очень лениво несет тяжкий труд описания локальных трагедий. В “Watering” и “Coma” появляются хоть какой-то связанный нарратив и эмоциональная мякотка, и то она вызвана не самым приятным сценарием токсичных отношений с элементами садо-мазо. С другой стороны, боязливый подход парадоксально выпускает наружу более четкие эмоции.
Альбом буквально поворачивается в своей середине, особенно после “Mythological Beauty”, повествующей о неприятных событиях в семье Ленкер. Это очередное обращение к матери, я бы даже сказал одна и высказывание своего восхищения силой человеческого духа. Слушаешь эту песню с замирание сердца и навернувшимися слезами. Индивидуально выделяется также лучший трек с Capacity под названием “Mary”. Видимо, он поставил планку настолько высоко, что я расстроился из-за посредственности остального материала. Это шикарное поэтическое произведение, которое можно раздавать на цитаты, а при ускорении голоса солистки получается какая-то магия.
Если вы хотите узнать, понравится ли вам Capacity, то включите первой песню “Haley”. Именно во время ее прослушивания мне в голову пришла мысль: “тут все очень просто: либо вы в восторге от этой пластинки, либо вы выключите его, не дослушав”. Вот такая вот лакмусовая бумажка. В моем же случае, я бы очень хотел, чтобы второй альбом Big Thief мне понравился, но этого не случилось.
Lorde – Melodrama
Дата релиза: 16 июня 2017 г. | Лейбл: Republic | Оценка: 7/10
Новозеландская поп-дива взяла серьезный перерыв в своем творчестве, что в принципе можно ожидать от такой молодой и воспитанной исполнительницы, не получающей чрезмерного удовольствия от публичного внимания. Наоборот, зарывшись в свой кокон и зализывая свои раны после расставания с бойфрендом, Лорд поделилась сокровенным материалом на своей второй пластинке под говорящим названием Melodrama. Казалось бы, ее дебютный Pure Heroine был настолько успешен, что ей простительно было бы скатиться в посредственность или вообще забросить это дело. Но она не остановилась на начатом.
Необходимо заметить, что Лорд работала над новым проектом вместе с вездесущим Джеком Антоноффом, который пищит да лезет в околопопсовые проекты (St. Vincent, BANKS, P!nk, Тэйлор Свифт и другие). Его влияние никогда не встречается однобоко, так что его подключение обычно идет в ногу с общественным сомнением.
Треки с Melodrama вертятся вокруг одного важного концептуального слова rush, которое можно примерно понимать как запал, огонек любви. Лорд пришлось расстаться с ним и посвятить ему целых одиннадцать песен. Уже многое было сказано о “Green Light”, олицетворяющем новую Лорд, начинающую жизнь с чистого листа. Это не просто очередная песня о разбитом сердце: слушатель ни на секунду не поддастся минорному настроению, так как композиция отдает больше позитива; это надежда на тот зеленый свет (по словам певицы, не имеющий ничего общего с “Великим Гэтсби”, речь идет исключительно о сигнале светофора), который позволит лирической героине забыть свои прошлые отношения.
Во время “Sober” я понял, что наслаждаюсь услышанным невзирая на свой скептицизм. Это размеренный трек с отличным битом и правильно расставленными акцентами. Можно отметить плавные переходы и двухслойный вокал. Продолжение песни в “Sober II (Melodrama)” расстраивает простеньким трэпом, пусть и сохраняющим нарратив. По сути меня больше всего задели “Liability” и “Writer in the Dark”: первый – своей трогательностью и аккуратностью, рассказом о королеве драмы, сравнивающей себя с игрушкой, у которой закончились трюки; второй, вдохновленный творчеством Кейт Буш – идеей о том, что людям искусства, особенно писателям, коей себя в этой песне считает Лорд, нельзя давать любовные истории: они не только оставят их в своем сердце, но и проанализируют все на триста пятьдесят раз и выложат столько же произведений.
В Melodrama есть интересные решения вроде “The Louvre”, где раскрывается более сложная эмоциональная архитектура с темой одержимости партнером, а общий оставшийся образ пары даже после расставания может висеть в известном французском музее: “не на самом видном месте, но все же Лувр”. Нельзя не упомянуть сдвоенный трек “Hard Feelings/Loveless”, в котором речь идет о том, как сложна любовь, и как современная молодежь ошибочно воспринимает дурное обращение своих партнеров и считают это высшим чувством. Это два, прямо скажем, минималистичных трека, но со своей изюминкой.
Из слабостей я откровенно выделю “Homenade Dynamite” с ужасным припевом, где мои наушники сжирает акула, поющая за Лорд, и “Supercut”, от которого отдает среднячковскостью. Заканчивается же все заунывным раздумьем (“Perfect Places”) о том, что мгновенная эйфория и мимолетные вечеринки и перепихоны приводят только к печали. Ну, девочке двадцать, дайте ей творить то, до чего она дошла.
Как видите, мне было что сказать по поводу этого альбома. Это уже значит, что Лорд в очередной раз преподнесла не просто поп-альбом. Melodrama – продуманный альбом с хорошим исполнением, который позволяет ее фанатам выбирать ее пластинки для гипотетической жизни на необитаемом острове.
Нужно двигаться вперед,
MV.