Оставайтесь собой: рецензия на Metric - Art of Doubt | Музыкальный Викинг

Музыкальный Викинг

Рецензии на самые свежие альбомы

Рецензия #69: Metric — Art of Doubt

Новые клипы Metric с Эмили Хэйнс стали черно-белыми и затемненными, чтобы скрыть двадцатилетие группы. Не одними мимическими морщинами отмечается взросление: драгоценный опыт и национальную любовь никто не отменял. Да ребятам и не нужно переживать по этому поводу. Эмили до сих пор считают одной из самых желанных канадских женщин, а в недавнем интервью CBC Music гитарист Джэймс Шоу заявил, что они вчетвером могут «закрыть любую кафешку». Состав Metric не меняется вот уже шестнадцать лет, и они продолжают обедать вместе. Их объединяет нечто больше, чем просто музыка. Значит, если в их компании кто-то начинает творить пургу, этого человека будет кому ущипнуть.

Откуда берутся альбомы?

Консенсус такой: Fantasies (2009) – самый популярный альбом Metric. Годные гимны прямолинейного инди-попа там и не планируют заканчиваться: «Help I’m Alive», «Sick Muse», «Satellite Mind», «Gold Guns Girls», «Gimme Sympathy», «Stadium Love». Вы понимаете, что я озвучил больше половины альбома? На эту платиновую пластинку не поместился даже «Black Sheep», который по иронии судьбы подарил Metric еще большую славу. Бедный родственник Fantasies был подобран под саундтрек фильма «Скотт Пилигрим против всех», а перепевала его восхитительная Бри Ларсон.

Однако поставить предыдущие шесть альбомов в единый рейтинг нельзя, ведь популярный студийник далеко не всегда считается лучшим. Кому-то нравится полу-дисковый дебютник Old World Underground, Where Are You Now? (2003), кому-то – закостенелый Live It Out (2005), от прохладности которого офигевают рекламщики мятной жевательной резинки. А мне лично нравится аккуратный и симпатичный Grow Up and Blow Away, который считается едва ли не самым слабым в их дискографии за возвращение к скромным истокам. В нем я представляю, как Эмили спускается по горкам детской площадки. В гордом одиночестве она прощается с беззаботным юношеством.

Последние два альбома Metric подняли много неприятных дискуссий. Synthetica (2012) ослепила всех журнальным глянцем. Забавно, что альбом за редким исключением ругали за инди-договорняк и уход под копирку. Запиши канадцы дубликат Fantasies, их бы пожурили за то же самое. А вот в 2015-м произошел конфуз. Все избегают разговоров о Pagans in Vegas, прикидываются, что его и не было вовсе. Булькающая блевотина смешала все карты Metric и отняла вокальные преимущества Эмили Хэйнс – об этом я точно не забуду. Спешу сообщить, что Metric переболели электронной лихорадкой и вышли из нее с легким приступом амнезии.

Новый Art of Doubt никак не мог получиться хуже и должен был ознаменовать прогресс коллектива из-за подвижек вокалистки. Эмили Хэйнс всю жизнь была нарасхват и в прошлом году отметилась дважды. Сначала она сходила на встречу выпускников супергруппы Broken Social Scene. Альбом получился едва ли выше среднего, но нахлынула ностальгия и вернулся проект Emily Haines & The Soft Skeleton. Я его посчитал очень слабым и занудным, но оценка не пришла без позитива. Все-таки от нового материала Metric может повеять свежестью.

metric photo фото 2018 группа

А чо так темно?

Metric не нужна презентабельность альбома, но начало сильно насторожило. Непримечательная обложка с неоновой бесформенностью. Неоправданная продолжительность – 58 минут – оправдывает ютуберов, которые снимали видео со отметкой «10:01», чтобы монетизация не кусалась. К тому же, Art of Doubt начинается с самого сильного сингла. Это будет скоростной спуск или поворотливый слалом?

«Dark Saturday» заканчивает волну синти-попа в творчестве лидеров канадских чартов. Припев отдает победной формулой Fantasies, но предстает в другом обрамлении. Прерывистый рифф собрал вокруг себя остальные композиционные решения под шатром, укрывающим от дождя. На рефрен музыканты выбираются, чтобы на них отыгрались хляби небесные. «Dark Saturday» повествует о двух разных путях достижения успеха: кто-то с ним рождается, а кто-то ради него стены головой пробивает.

Хэйнс попала под шторм критики, и тут никакой дождевик не поможет. В свете обвинений в неоригинальности Эмили напялила на себя красную худи и записала уже упомянутый мною Choir of the Mind со своими The Soft Skeleton. Переживания по поводу работы вхолостую звучали и там и продолжили свое существование на «Dark Saturday». На этот раз это происходит на высоких скоростях, которые позволяют писклявому бриджу побыстрее выбраться наружу. Повторение слова dark напомнило мне «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» Стэнли Крамера. А суббота темная, видимо, оттого, что даже после тяжелой рабочей недели, когда все отдыхают, энтузиаст корпит над своим ремеслом.

Меня сильно бесили примитивные перепевки Pagans in Vegas, и они, к сожалению, возвращаются на «Love You Back». Причем здесь надоедает не единственная строчка припева или мелодичные «ла-ла-ла», а неверная подготовка ко всем частям песни. Лирическая героиня не может ответить кому-то взаимностью и страдает от этого. Мы бы рады ей помочь, но изъясняется она не очень: то она бросает драгоценности в водоем, то носит невидимые цепи. Было же время, когда Хэйнс говорила прямо. Вспомнить хотя бы рискованную строчку для радийного «Gold Guns Girls»: «I don’t wanna bend like the bad girls bend, I just wanna be your friend. Is it ever gonna be enough?» Понятно и по делу.

Девять часов вечера. Вы сели на диван, включили телевизор, чтобы посмотреть программу «Время». Только вместо Екатерины Андреевой сидит какая-то блондинистая канадка. «Die Happy» мелодией напоминает грандиозное вступление к североамериканскому выпуску новостей. Звукорежиссеры в студии намеренно поднимают его громкость, чтобы захватить ваше внимание. Metriс понимает, что их возраст требует от них социальных песен. Получается не очень. Общество у нас так себе, и люди предпочитают закрывать глаза на ужасы, чтобы умереть счастливыми. Бла-бла. Идейно «Die Happy» не поражает воображения, но музыка заставляет искренне порадоваться возвращению группы. Напускная беззаботность хорошо граничит здесь с грубыми синтезаторами, наводящими беду.

«Now or Never Now» продолжают тленную идею первого трека. Мол, жизнь конечна – пора заняться делами. У этой песни, как и у жизни, нет припева или кульминационного момента. С «Now on Never Now» слушатель задастся вопросом «А почему мне это нравится?» и не сможет найти на него рационального ответа. При этом мозг особо не регистрирует жестокость мира, выраженную в песне. Эмили могла бы петь о конце света, но вы бы все равно говорили: «А хорошо горит…»

Как тут не появятся сомнения по поводу своего творчества? Если Metric записывает музыку, чтобы хотя бы что-то делать в этом ленивом мире, то кто будет за качество-то отвечать? Тут и появляется титульный трек «Art of Doubt». Вот это уже больше похоже на годную инди-песню. Мне нравится следить за музыкантами в битве со своими музами и демонами скрипичного ключа, потому что сам сталкиваюсь с теми же проблемами по другую сторону баррикад.

На «Art of Doubt» Эмили разбирает весь спектр эмоций творческой личности. Вдохновенный полет, крики отчаяния (буквально), гипервентиляция – и все это потому что никто не знает, каким должно быть искусство. В последнее время я слышал сотни историй выгорающих контент-криэйторов, и сумасшествие информационного мира не сбавляет обороты. Это путешествие по запутанному музыкальному мозгу дало очень неплохие результаты.

Совсем никакого просвета?

Первая половина альбома заканчивается на песне, где снова верховодит черный цвет. На «Underline the Black» впервые стало по-настоящему грустно, ведь рифф сидит в углу и плачет. Несмотря на проснувшийся после трехлетней спячки вокал Хэйнс, закладываемые виражи в этой песне слишком жанровые и клишейные. Густое настроение Art of Doubt остается там же, но технические погрешности выходят на первый план.

Легкая тревога в голосе пробивается на «Dressed to Suppress». Почему-то этот сингл с Art of Doubt приглянулся многим слушателям, но до меня не допер. Идея с давлением общества оказалась слишком размазанной: нужно жениться, нужно притворяться, нужно то, нужно се. А припев со всеми этими замыслами не удался совсем.

Я упрямо пытался вспомнить, с какой песни тупо скопирован припев «Risk». Но это не важно, ведь Metric потихоньку сбивается в среднячковость. К этому моменту мы услышали уже все, и нас не пробудят ни затягивания, ни катализаторы.

В первый раз в жизни во время написания рецензии я не заметил, как сменились песни. Очухался я только на третьей. «Seven Rules» убаюкал быстрее, чем стрим от управления НАСА. Более или менее интересный рифф повел меня по вкладкам браузера, и это при том, что аддиктивные YouTube и Reddit заблокированы. «Holding Out» – это композиционный смех на палочке. Такое ощущение, что все его части – из трех разных песен. Гитарный разгон после двух медленных строчек с right now – это как капля вэйпорвэйва в классической музыке. А социально острый вопрос «нынешние дети только в телефонах сидят» освещен очень поверхностно, как будто непутевые родители оставили ребенка перед теликом, лишь бы не мешал.

Проснувшись на «Anticipate», я задался вопросом, а когда это Яндекс.Музыка научилась включать предыдущие альбом исполнителя. Синтезаторы из Synthetica временно заполнили мне уши, а скука осталась прежней. Эта четырехминутная песня длится дольше, чем прошлые мастодонты на батарейке дюраселл.

Последний трек «No Lights on the Horizon» отвечает на мой вопрос, поднятый в этом параграфе. Честное пионерское, я даже не знал. Видимо, очень хорошо прочувствовал Art of Doubt. Финальная композиция отлично подходит для людей, которым понравилась вторая половина альбома. Это должен быть человек, неподвижно лежащий на двухспальной кровати в форме морской звезды или снежного ангела – как вам угодно.

С другой стороны, размеренный и немного влюбчивый «No Lights on the Horizon» дает очень ценную мысль: «Если бы не твоя доброта, я бы не вылазил(а) из постели». Эмили весь альбом говорила, что нужно держаться на плаву, потому что смерть близка. А в последней песне оказалось, что если и этой мотивации недостаточно, пора находить человека, ради которого стоит творить и существовать. Да будет так.

Вердикт

Я ловил кайф, когда слушал и писал про первые шесть треков Art of Doubt. Metriс долго не давали повода поразмышлять и порадоваться за них, и это был глоток свежего воздуха. На второй половине альбом превратился не просто в скоростной спуск, а в прыжок с тарзанки – из крутого нового материала в воздушную подушку.

Однако Art of Doubt будет не так плох для большой аудитории. В каком-то смысле это лучший альбом со времен Fantasies. Общая настроенческая картина Metric держится благодаря отдельным трекам, чья стадионность сменилась на более ламповые концерты, где фанаты сидят в креслах.

В стартовом сингле «Dark Saturday» Эмили говорит, что она «меняется, оставаясь собой». Иногда это все, что нам нужно для саморазвития. Стоять на месте не значит стагнировать, особенно когда встречный ветер отгоняет назад. Как я уже сказал в начале рецензии, мы недооцениваем взросление и стремимся обмануть время. Хотя все это время – время обманывает нас. Metric стали лучше, когда углубились в личные переживания. Мы тоже можем стать лучше, если перестанем смотреть на всех вокруг. Искусство сомнения, оно такое.

6Оценка: 6/10

Плюсую: «Dark Saturday», «Die Happy», «Now or Never Now», «Art of Doubt», «No Lights on the Horizon»

Минусую: «Love You Back», «Seven Rules», «Holding Out»

Слушать Art of Doubt в ВК
Слушать Art of Doubt на Яндекс.Музыка
Читать рецензию на Pagans in Vegas

Следующий Пост

Предыдущий Пост

Оставить комментарий

© 2024 Музыкальный Викинг

Тема Anders Norén

css.php