Рецензия #51: MGMT — Little Dark Age | Музыкальный Викинг

Музыкальный Викинг

Блог о музыкальных новинках. Рецензии на ваши любимые альбомы.

Рецензия #51: MGMT — Little Dark Age

Они правы. Мы живем в темные времена. Если пролистать школьные учебники, то можно убедиться, что мы зажрались и что было еще хуже. Бесспорно. Однако музыканты утверждают, что им тяжело живется во времена стриминговых сервисов, когда каждый сингл обсусоливают в режиме реального времени, когда нещадно сливают альбомы за две недели до релиза, когда шаг вправо к популярщине – расстрел, а шаг влево от мейнстрима – медленная агония. Продуктом этого времени стал Little Dark Age.

Вступление

MGMT – дуэт двух американцев, Эндрю ВанВингардена и Бена Голдвассера. Их история игры с психоделическими субстанциями поп- и рок-музыки прямо-таки напоминает «Историю игрушек», чья четвертая часть выйдет в 2019 году. Выходит и четвертый альбом MGMT, Little Dark Age, только годом ранее, и с их похождениями знакомы уже многие. Мне стоит только напомнить.

Дебютная работа Oracular Spectacular (2007) – это смесь университетских песен, которые каким-то чудом заинтересовали Columbia Records: Эндрю с Беном даже не поняли, что произошло, но потом оказались жертвами свалившегося на них успеха. Даже жители бункера с пары нот узнают три кита, на которых зиждился тот альбом: «Time to Pretend», «Electric Feel» и «Kids».

Это не совсем та музыка, которую хотели пропагандировать MGMT, однако они не пали духом. Оно и не удивительно: дуэт запасся своим фирменным оружием, сарказмом, и не сдал свою аутентичность, чтобы угодить всем и вся. Отсюда и получился Congratulations (2010). Как человеку, далекому от нео-психоделии и творчества условных of Montreal или The Flaming Lips, мне куда больше зашел именно он. Экспериментальный и местами рандомный, Congratulations запомнился либо как умный и крепкий, либо как архитрудный. Если осилите поразительно нравящийся мне «Siberian Breaks», то будете вознаграждены новой любимой группой. MGMT (2013) стал первым ярким провалом коллектива на всех фронтах.

mgmt photo 2018

В Питчфорк их балуют не особо: Oracular Spectacular и Congratulations по сговору получили 6.8, а MGMT – и вовсе 6.2. Little Dark Age едва ли превозмог предыдущие потуги и получил заветную… семерку. Если брать только синглы, то альбому можно ставить если не десятку, то очень приличную оценку. Я бы сравнил их комбинацию с «Моной Лизой», негласной меккой искусства: вроде бы не шедевр, но съездить посмотреть/послушать надо.

Эти оценки нисколько не помешали обладателям трех горячих треков 2007 года завоевать сердца фанатов. Меня даже очень радует нехилый масштаб русскоязычных поклонников MGMT. Наглядный тому пример – официальное сообщество этой группы в ВК: на него подписаны более двухсот тысяч читателей. Не каждый может таким похвастаться. Уверен, что кто-нибудь из них смог бы сказать больше и лучше, но чем богаты, тем и рады. Я старался и сделяль.

Обзор композиций

Забавно, что стартовый трек, наверное, становится ключевым в оценке Little Dark Age. За ним следуют три известных и заслушанных до дыр сингла, поэтому «She Works Out Too Much» перетягивает на себя одеяло и показывает, какие стороны альбома нам станут доступны. Оказалось, что даже после него вопрос остается открытым. Я уверен, что для многих слушателей он будет исключительно затравкой и забудется после мастодонских композиций. Но, когда вы вернетесь к нему для повторного прослушивания, будете кататься по полу от смеха. MGMT сравнивают отношения с тренировкой в качалке и пользуются великим и могучим английским с его нескончаемыми фразовыми глаголами: work out означает и «заниматься в зале», и «получаться, складываться» о любовной связи. Трек выбирает разговорный тон между ним, лошком без физкультурного энтузиазма, и Нею, богиней беговой дорожки, королевой Инстаграма, обвиняющей нашего героя в нестарательности. Вот ничего и не получилось. Кроме трека.

В случае MGMT сарказм всегда был важным топливом и максимально проявился в «She Works Out Too Much». Ребятам осталось добавить сюда саксофоны и фанковую ритм-секцию, и вуаля – аудитория валится со смеху. Эндрю не скрывает своей лени (в самом деле, вы пришли на спектакль посмотреть или на то, как я упражняюсь?) и выдает третий куплет, служащий инструкцией для слушателя: «Добро пожаловать на балаган // Присаживайтесь поудобнее // Найдите меня на первом ряду // Все видят, как я слушаю музыку».

Как только вышел заглавный трек «Little Dark Age», все понеслись надевать готические маски. Вокал, пусть и смачно обработанный в стиле психоделик-поп, показался чересчур строгим и угловатым. Это напрямую связано с более серьезной тематикой песни. Здесь предлагаются два варианта, кому как удобнее: банальная депрессия (для мира музыки, конечно – так-то с этим не шутят; всего вам хорошего и будьте аккуратны на дорогах) или психоаналитически-фрейдистское (если судить по клипу) сокрытие страшной тайны. Выдает подобные теории энергичный, выдержанный припев со строчкой «Просто знай, что даже если оно спрячется, то не уйдет».

По-моему MGMT сами удивились несвойственной для себя композиции и самым сильным выступлением, возможно, в своей карьере. Ведь припев затем меняется на «Я горюю в стерео – стерео странно звучит», как будто Эндрю с Беном ошалели, когда услышали исполнение в студийном варианте. Синтезаторы сходят с ума на протяжении всего трека, и я должен отдать должное одному человеку, Патрику Уимберли. Приятно видеть его среди музыкальных инженеров Little Dark Age наряду с Дэйвом Фридманом. Это очень хорошее дополнение к команде, учитывая его сильные работы с Соланж Ноулз и, естественно, в дуэте Chairlift с Каролиной Полачек, чей последний перед распадом Moth оказался одной из самых любимых моих пластинок 2016 года.

Одним из автором «When You Die» стал Ариэль Пинк, и вот уж действительно удивление. Это очень простая композиция, которую MGMT могли написать на коленке. Я прямо представляю, как они завтракают и проклинают утро, потому что нужно идти в студию. Отсюда появился менталитет «уйди-от-меня-я-злюка» и было произнесено одно важное ненормативное словечко. Дуэт играет с огнем и смертью, посылает всех куда надо и смеются, когда кто-то там помер. В видеоверсии «When You Die» нам показывают историю фокусника, из которого все упрямо делают клоуна. С натяжкой, но это тоже можно считать метафорой творчеству MGMT: сколько бы они не старались, зрителям надо подавать «Kids». Грустно.

«Me and Michael» – восьмое чудо света. Без преувеличения. Песни не было, а тут их сразу три: на английском, филиппинском и русском (?!) языках. Причем исполнители первых двух версий уже известны: это сами MGMT и коллектив из Манилы под названием True Faith. Автор русского варианта, проигрываемого в самом начале клипа на «Me and Michael», так и не объявился. Трек как будто выкопали из архивов «Беларусьфильма» за 1986-й, а потом выложили на Vimeo с отрывками из фильма «Летние впечатления о планете Z» с Сергеем Шакуровым в главной роли. Не, ну мы с вами прекрасно понимаем, что автором является Юрий Лоза. А если без шуток, очень уж чешется узнать вокалиста «Я и Майкл».

Создать такое окружение для истории комического плагиата в рамках клипа – это что-то вроде подвига Кристофера Нолана, который якобы использовал реальную модель самолета времен Первой мировой войны во время сцены крушения в недавнем «Дюнкерке». От клипа наворачиваются слезы, как у Голдвассера (клип внутри клипа, о Боже мой), и нам не стыдно признавать, что мы с замиранием сердца ждем, когда можно будет снова закричать МИ ЭНД МАААЙКЛЛЛЛЛ.

Опасную несингловую зону начинает «TSLAMP», который расшифровывается «время, проведенное за моим телефоном». По всем статьям эта песня должна была мне понравиться – это случается со всеми песнями про аддиктивность современных технологий и социальных сетей. Но пролетела мимо… Тут вроде бы все: и мягкое доведение звука, и умный припев… Не зацепило. Я заглянул на RateYourMusic, где даже самые гневные комментарии хвалят «TSLAMP», так что в вопросе этой композиции лучше послушайте их. По мне, продуманный текст пользуется уж очень простыми рифмами, которые почему-то отвергаются моим мозгом. Видать он устал целый день сидеть в «маленькой мрачной эре».

Помимо коллаборации с Ariel Pink, MGMT вовсю рекламировали трек, который они написали под кислотой. Вы узнаете его из тысячи. Конечно же, это «James». Рассчитана композиция на любителя прилечь на кровать и овладеть навыками летаргии. Кому-то такой кайф покажется по вкусу, но Little Dark Age крутанул барабан в противоположную сторону. Да, песня посвящена гитаристу MGMT на живых выступлениях, Джеймсу Ричардсону, и все это очень мило, однако я начинаю опасаться, что Little Dark Age вот-вот наступит на грабли Oracular Spectacular.

Слава Богу, нам предлагают отходняк в лице «Days That Got Away». Этот спокойный чилаут-трек вполне можно услышать на немалоизвестном Ютуб-стриме 24/7 с соответствующей расслабляющей музыкой и анимацией девочки, делающей домашнее задание. За этим инструментальным переходом следует неплохой «One Thing Left to Try», который вселяет позитив по поводу того, что Эндрю с Беном наслаждаются процессом создания своих треков. Им не хочется умирать, им хочется творить, пробовать все и подходить к своему делу с разных углов. Это похвально.

«When You’re Small» не имеет ничего общего с одноименным треком Phantogram и ставит под сомнение слова Владимира Семеновича, «жираф большой – ему видней». На верхах тоже бывает нелегко. А что если туман? Какая тогда польза от вашего жирафа? Поется здесь о преимуществах и недостатках взлетов и падений, и получается такой опрятный и незаметный фаворит с пластиночной B-стороны. Закрывает альбом «Hand It Over», сингл, потакающий современным трендам психоделической музыки и упрямо пытающийся походить на Tame Impala. Не знаю, стоило ли MGMT, будучи не пальцем деланными, следовать становителям моды, потому что получилось больше Currents, чем Little Dark Age.

Вердикт

Я еще в начале статьи пожурил Питчфорк за низкие оценки в адрес MGMT, а в итоге поставлю столько же, сколько и они. Мои постоянные читатели не удивятся, так как я не Питчфорк (и слава Богу) и семерки у нас разные. MGMT влюбили меня в три из четырех своих синглов, но оставили обгладывать косточки на второй, неубедительной половине альбома.

Что Little Dark Age дает фанатам группы? Что это значит для Эндрю и Бена, Тома Сойера и Гекльберри Финна двадцатого первого века? Станет ли это «маленькой смутой» на страницах их истории? Как это часто бывает с группами такого калибра и творческой идентичности, ответы будут известны только перед выходом следующего альбома. Заметьте, как быстро все забыли о самозваном MGMT пятилетней выдержки. LDA точно не канет в вечность. Он запомнится могучим стартом и наконец-то гармонией между музыкой, которая нравится одновременно и исполнителям, и их фанатам.

7Оценка: 7/10

Плюсую: «She Works Out Too Much», «Little Dark Age», «When You Die», «Me and Michael», «When You’re Small»

Минусую: «James», «Hand It Over»

Слушать Little Dark Age в ВК
Слушать Little Dark Age на Яндекс.Музыка

Унесенный мейнстримом,
MV.

Следующий Post

Предыдущий Post

Оставить комментарий

© 2019 Музыкальный Викинг

Тема Anders Norén

css.phpScroll Up