Стартовое нытье
Я начал эту рецензию не с представления исполнителя. Что не совсем свойственно остальным обзорам с моего блога. Но хотелось высказаться именно здесь и сейчас по поводу того, что обычно скрывалось за кучей нерассмотренных работ альтернативного рока.
Обычно они не удостаивались детального разбора, поэтому Starset уже могут гордиться тем фактом, что на них потратится ближайшая тысяча слов. И дело не в моей крутости и излишней компетентности как музыкального критика, а в простом и давно понятном факте: о новых альбомах в этом жанре говорить нечего. Все давно спето и сыграно, но альтернативный рок продолжает кормить отдельную аудиторию, которую я так и не могу определить.
Я не говорю, что слушать этот жанр – это признак дурного вкуса или отсутствия дальновидности. Слушать альтернативный рок можно. И даже нужно. Если зайдете на мою страницу на Ласт.фм, то поймете, что в моих словах нет никакого снобизма. Но я не понимаю людей, которые продолжают верить, что то, что делают их любимцы, – это показатель их развития или расширения горизонтов. Этим людям так и хочется открыть глаза. Снять с них очки какого-то непонятного цвета.
Вступление
Но бывают и случаи-исключения. Например, Starset. За ними было очень интересно следить в 2014-м году, когда они, как угорелые, носились по чартам различных изданий. Их “My Demons” вечно крутился на Kerrang!, упоминаний в интернете о них стало больше, чем об оригинальном проекте. Но обо всем по порядку.
Starset – квартет из Коламбуса, штат Огайо. Играют они этакий типичный альтернативный электророк с космическим контекстом. Основал группу Дастин Бейтс, вокалист группы Downplay, о которой уже никто и не вспомнит. Может быть, это название всплывет во время какой-нибудь викторины, организованной для любителей Starset. Еще в коллективе состоят: Брок Ричардс (гитара), Рон ДеЧант (бас-гитара), Адам Гилберт (ударные).
В самом деле космический старт произошел со Starset в 2014 году, в котором вышел их дебютный альбом Transmissions. Когда я начинал этот блог, у меня была реальная мысль написать первую рецензию именно на этот альбом, что теперь ставит меня в огроменный тупик. В моих старых папках еще можно найти вступительные картинки с пластинкой Transmissions. Сейчас я даже представить не могу, зачем оно мне было надо.
Альбом был хорош. Я бы, наверное, поставил ему семерку, что в 2014-м, что сейчас. Transmissions представил нам абсолютно обычные песни, напичканные мурашками, но подал их в несколько другом виде. Постоянное окружение электронных эффектов, тишины, ритмических сердечных сокращений, присутствие в космосе вообще – эти факторы сыграли на руку Starset. Transmissions стал хорошим образцом альтернативного рока, и песни с него действительно были достаточно энергичными и казались новыми, поэтому мгновенно оценились фанатами жанра. Но…
Но. Уже в 2014-м я задумался. Наверное, этот сайд-проект (ведь он явно позиционировался как таковой) – единоразовая штука, причем очень годная. Рад за Бейтса, который теперь может воспользоваться полученным опытом и даже часом славы (Transmissions длится ровно один час, что нельзя не считать интересной деталью) в целях развить свой Downplay.
Но, похоже, фанбаза требовала возвращения. И тут возникает другой вопрос: да что здесь можно придумать нового? И объявление релиза Vessels в прошлом году вызвало у меня реакцию, обратную от многих других. Этот альбом стал неприятным сюрпризом, потому что я заранее пророчил ему провал.
Я не знаю, какова цель этого обзора. То ли больше не о чем говорить на этой неделе, то ли мне хочется расставить точки над i. Я понимаю, что Starset покорили многих россиян, и мне просто хотелось изложить свои мысли по поводу их творчества, в частности о Vessels. И осознаю риск, которому подвергаю эту рецензию в глазах фанатов группы. Но это необходимо сказать. Здравого смысла ради.
Обзор композиций (первые восемь треков)
На этот раз Starset не смогли обойтись одним часом (Vessels длится чуть более семидесяти минут) и расщедрились, выдав нам пятнадцать композиций. Зная их любовь к своеобразным композиционным постскриптумам, я был готов к нескольким бесполезно проведенным минутам.
“The Order” – это уже визитная карточка Starset. “First Light” трехлетней давности звучал больше, как сирена, как вызов для слушателя. Здесь же мы слышим больше угрозы, какой-то неуправляемой силы, обуздать которую не может никто. Не забываем мы и об отличном сплавлении треков воедино, в этом им не откажешь.
Поэтому мы сразу переходим ко второй песне, “Satellite”. Нам дается активная барабанная партия. Фанатам наверняка бросится в уши то, что вокал стал менее слышен на фоне такого громкого инструментального сопровождения. И тут я опять не могу не провести параллель с еще одним треком с Transmissions под названием “Halo”. И я должен вам сказать, что это далеко не комплимент.
Моя первая претензия с Vessels, от которой я так и не смог избавиться во время прослушивания всего лонгплея, заключается в полном и абсолютном копировании старого материала. Я не говорю, что Starset сплагиатили сами себя. Но их космические аналогии не могут уже быть уникальными по определению. Если вас спросить, какие ассоциации у вас приходят, когда вы слышите слово “космос”, то вы напишете целый список слов. И они вполне могут служить названиями для песен Starset! Ура, вы победили!
“Спутник” и “гало” – термины несколько разных областей, но существуют-то они близко в понятиях Starset. Им не важно, то ли свет им светит от “Halo”, который они не отпустят, то ли от “Satellite”, который поразительно хорошо рифмуется со словом tonight. Ноль оригинальности от американской группы, которая уже наводит ужас на меня, ведь впереди еще тринадцать треков.
“Frequency” поначалу кажется очень вязким треком, медленнее, чем обычно. Но именно здесь Starset переходят к чему-то новому: к абсолютно ненужным скримам и очень уж бьющим под дых битам и риффам. Видимо, таким образом создавался эффект потери нашим лирическим героем связи с каким-то там источником. Я уж не могу понять, то ли это МКС, то ли это его пассия. Интересное наблюдение: я сразу понесся сравнивать “Frequency” с “Antigravity”, и только потом понял, что их совместимость не только тематическая и музыкальная, но и лексическая. Оба названия несут в себе более абстрактные понятия. Хотя я, наверное, уже придираюсь. Но трек меня не особо задел.
Нет, я не буду говорить, что “Die for You” напрямую намекает на строчку “Даже если я умру из-за этого, я не отпущу” из “Halo”. Было бы глупо это вообще упоминать. Надо сказать, что припев в “Die for You” доставляет. Более поступательные ударные и размеренный речитатив напоминают Starset с первого лонгплея, когда они еще были свежее альпийских лугов. Ну и умиротворяющая концовочка, вероятно ознаменовавшая эпизодическую смерть лирического героя, не самого плохого качества.
Вау, Starset придумали что-то новое в лице “Ricochet”. И это я безо всякого сарказма. Не ошибусь, если скажу, что это мой любимый трек с Vessels. Мы наконец-то познаем, что Starset могут не идти по наметанному шаблону и сделать что-то иное. Первый припев мы получаем в более скучной оболочке, но вся композиция из-за этого перестраивается. Этакая песня, вернувшаяся с небес на землю, когда герой узнает, что крепость, окружающая его возлюбенную, была воздвижена им самим. Если читаете эту рецензию на мобильном устройстве, будьте готовы крутиться по комнате из-за 360-градусного видео. Веселуха.
Старсет. Старлайт. Старсет. Старлайт. Это должно было произойти. И песня начинается “стардаааааст”. Ладно, в сторону примитив. “Starlight” стал каким-то отчаянным маршем, а голос на такой скорости кажется неоправданно роботизированным, заставляя исчезть всю иллюзию. Какой-то потерянный в небесах трек. Если вы уж делали пятнадцать треков, то этот можно было всяко опустить, чтобы не тратить время обеих сторон.
Видимо, Starset точно решили пуститься в неизвестное, раз создали что-то наподобие “Into the Unknown”. Надо же хоть что-то показать, до чего они додумались за три года. Начальные нотки буквально намекали на дабстеп, но затем врубился такой рифф, что любой бы коллектив поп-металла позавидовал. В припеве Бейтс возвращается к типичному напеву на менее приятной музыкальной оболочке. Тут явные проблемы с частотой звуков, и эта дисгармония совсем не радует. Но ставим плюс за старание, что ли.
На “Gravity of You” уже потихоньку понимаешь, на какую дорожку встали Starset. Тут какие-то два влияния. Пожалуй, стоит выделить нотки Bring Me the Horizon и Dead by April. От первых они взяли вокальные решения, от вторых – музыкальные. Но вот эти постоянные переходы от пай-мальчиков до состояния “не-надо-меня-злить” никак не вдохновляют. Все выглядит хаотичным и слепленным из того, что нужно было бы преподнести в новой работе.
Усталое продолжение обзора
Дальше идет целая серия проходных треков, но этим болеет не только Starset. Мы уже уяснили, что Vessels – гораздо более агрессивный альбом. И, несмотря на мои постоянные подколы, это не Transmissions. Это не дубликат. Однако некоторые песни очень уж намекают на недалекое воображение выходцев из Огайо. Поэтому гнать одну и ту же информацию по трекам не хватит сил ни у меня, ни у вас. Да и мне, честно, поднадоело бомбить по поводу одного и того же. Но я предоставлю некоторые из своих записей по поводу оставшихся песен, чтобы доказать, что я с ними хотя бы ознакомился.
В “Back to the Earth” так и ждешь, когда кто-то уже упадет, а то слушать этот постоянный falling под рев моторов уже нет сил. Но они все продолжают падать. Down with the Fallen again, ха? Но потом у меня наступает истерический смех, потому что следующий трек называется “Last to Fall”, где эта заглавная строчка звучит не меньше. Успокаивает только долгая эпичная концовка, которую легко можно было бы услышать в фильмах, чей бюджет не дотягивал до Ханса Зиммера.
На фоне всего этого ужаса “Bringing It Down” уже не звучит как откровенные отбросы, но послеприпевный гитарный рифф заставляет задуматься о среднем возрасте аудитории, слушающей Starset. Этим дум-думом уже никого не удивишь. В “Unbecoming” впервые поднимается тема монстра, что невероятно важно для следующего трека.
Отдельное спасибо “Monster” (или нет?)
Если вы дочитали до этого момента в рецензии, то либо вовсю киваете и радуетесь, что кто-то возмущен так же, как и вы, либо настолько негодуете от написанного, что хотите закрыть вкладку поскорее. Но не будем забывать причину, по которой я собрал вас здесь и по которой я вообще заинтересовался проектом Starset.
Естественно, впервые я познакомился с этой группой благодаря “My Demons”. Да, эта композиция часто играла в моих наушниках, и я к ней уже привык. Но меня очень приятно поразил клип к этой песне. Его посмотрели уже более пяти миллионов раз: удивительное достижение Starset, примерно описывающее, как они хорошо взлетели благодаря дебютному альбому.
Мне очень понравилась в клипе эта история футуристического мира, а уж линия с Николой Тесла добила меня окончательно. Если вы читаете не первую мою рецензию, то поймете, что я большой любитель контекста. И этого клипа оказалось достаточно, чтобы заставить меня послушать Transmissions полностью.
Собственно, с “Monster” та же история. На этот раз Starset поднимает очень актуальную тему виртуальной реальности. Много романов было написано, зомбированных видео снято, слов сказано по поводу того, что люди когда-нибудь бросят этот неидеальный мир и подключатся к системе, которая поглотит их жизнь навсегда.
Надо сказать, и песня сама успешна во всех ее проявлениях. Нисколько не напрягает и двойное повторение фраз в припеве, звучит это вполне по душе. Какие-то даже синтезаторские нотки появляются на заднем плане и заставляют наши мозги шевелиться. Очень хороший трек. Да, уже надоели эти композиции с монстрами, как у Skillet, например. Хм. Подождите. ПОДОЖДИТЕ.
И тут я снова сделал то, чего не хотел делать с еще одним хорошим треком с Vessels. Я пошел сравнивать. Я вспомнил “Carnivore”. То бишь плотоядный, хищник. Похоже на того самого монстра? Но и этого недостаточно. Мне очень уж нравится “Carnivore”, чтобы не заметить явные текстовые сходства.
Хищник, хищник,
Разве ты не придешь, чтобы полакомиться мной?
Забери все, чем я являюсь,
Закончи все это.
Хищник, хищник,
Можешь ли ты прийти и изменить меня?
Забери все, чем я являюсь…
превращается в…
Ты пульс в моих венах,
Ты война, которую я начинаю,
Сможешь ли ты поменять меня?
Сможешь ли ты поменять меня?
Ты любовь, которую я ненавижу,
Ты наркотик, который я приинмаю,
Посадишь ли ты меня в клетку?
Вы серьезно? У меня мгновенно поменялось отношение к этому треку, потому что он стал очередной халтурой. Но чего же я вообще ожидал?
Вердикт
Я обращаюсь к фанатам группы Starset. Потому что кто бы это еще стал читать на просторах интернета. Моей задачей не было завалить Vessels. Мне никто за это не платил. Да и кто бы стал прислушиваться к мнению обычного блоггера, которому просто нравится музыка.
Я хотел привлечь ваше внимание. Каюсь. Но у меня получилось написать об этом альбоме более двух тысяч слов. Я должен сказать вам, что это самая большая рецензия (если ее можно вообще таковой назвать) на моем блоге. Даже самые лучшие альбомы не удостаивались такого отношения к себе. Просто на примере Vessels я хотел передать свою точку зрения.
Vessels – не провальный проект. Это хорошее развлечение для многих любителей жанра, и я уверен, что некоторым из вас пластинка понравилась. Мне – нет. Потому что я люблю новизну. Я не понимаю, в чем смысл музыки, если не в появлении чего-то нового. Культура не рождается благодаря копированию и поездкам по заезженным тропам. К сожалению, Starset – это мертвый проект в этом плане. Он был таковым с самого начала. Transmissions – это был фильм, которому не нужен был сиквел. Тем более, такой большой.
Меня зацепили несколько композиций, но не более того. Даже самый контекстный “Monster” умудрился разочаровать. Все дело в восприятии.
Я читал ваши комментарии и отзывы. Большинство подчеркивают интересный сдвиг в творчестве Starset и тащатся от новых треков. Я написал эту рецензию для того, чтобы возбудить несколько другие мысли. Я очень хотел бы снять розовые очки с тех, что считает Vessels крутым и свежим. Если я вас не переубедил, хорошо. Это значит, что вы твердо верите и стоите на своем, поэтому я готов выслушать ваши негодования. Но если я посадил хоть какое-то зерно сомнения, то это значит, что я не зря все это строчил.
Поймите, слушать и получать удовольствие от музыки – это одно. А осознавать место каждого альбома в этом огромном мире музыки – совсем другое. Vessels родил во мне одну из моих самых странных рецензий на блоге, и только за это ему уже большое спасибо. С точки зрения профессионализма она выполнена на скорую руку, угловато, необъективно. Но это именно то, что я хотел сказать. И я рад, что у меня была такая возможность.
Оценка: 3/10
Плюсую: «Ricochet», «Monster»
Минусую: «Satellite», «Starlight», «Into the Unknown», «Last to Fall»
Слушать Vessels на Яндекс.Музыка
Я закончил,
MV.