Рецензия #30: Esperanza Spalding — Emily’s D+Evolution | Музыкальный Викинг

Музыкальный Викинг

Рецензии на самые свежие альбомы

Рецензия #30: Esperanza Spalding — Emily’s D+Evolution

Да только из-за обложки хочется послушать этот альбом! А если знать про всякие предыстории исполнительницы, включая ненависть со стороны фанатов Джастина Бибера, то тут вообще интересно. Emily’s D+Evolution — название, которое тоже поднимает кучу вопросов. Причин послушать этот лонгплей больше, чем отказаться от него. И я вас скажу: познакомиться есть с чем. 

Эсперанса Сполдинг может и кажется неизвестной русскому слушателю, но её послужной список впечатляет. Она родилась в Портленде, но её корни — это целое смешение абсолютных разных культур. Тут намешана и Испания, и Уэльс, и некоторые латиноамериканские страны. Так что Эсперансе прямой дорогой было идти в world music, фолк или джаз. Её способности к музыке были замечены в раннем возрасте, и сейчас она является мультиинструменталисткой в самом широком смысле слова. Прорыв Сполдинг пришелся на 2010-й год: именно тогда вышел третий лонгплей под названием Chamber Music Society. За ним последовало выступление на церемонии вручения Нобелевской премии Бараку Обаме, а затем и признание на премии Грэмми-2011, где Эсперанса стала лучшим новым исполнителем года (пламенный привет Биберу).

Как бы то ни было, её творчество оставалось доступным для определенного круга людей, которые фанатеют от латино-джаза. Но Эсперанса начала покорять сердца смешением жанров, которые на данный момент находятся на пике популярности. Emily’s D+Evolution — это смесь рока и фанка, которая приобретает неожиданные формы, закручиваясь в сюжетные спирали, растягиваясь на протяжении нескольких треков, чтобы взять небольшую передышку.

Накаляет атмосферу энергичный трек «Good Lava». Это прекрасное начало с вступительными строчками и фанковым настроением. Периодические вставки «See this pretty girl / Watch this pretty girl flow» приходят из глубины и прямо щекочут самые недоставаемые места. Каждый такой пассаж дает отмашку хаотичным барабанам, которые так и кружат в своем ритме. Как оказалось, этот трек несет статус ознакамливающего, так что впереди должно быть еще лучше. Протяжный вокал Эсперансы завлекает нас в свой новый лонгплей.

В «Unconditional Love» мы переходим к минорному настроению и блюзовым строчкам, которые более подходят консерватизму, что явно не прослеживалось в первом треке. Только вот это нисколько не разочаровывает. Это расслабляющая песня, раскрывающая традиционное представление о неумирающем жанре, просто не особо численно представленным. Вокал во время куплета напоминает женщину, медленно идущую по ступенькам в длинном платье, сопровождаемую постукиванием каблуков. Очень мягкий трек, я бы даже сказал, медовый. В тексте идет игра между любовью безоговорчной и любовью с предсказуемыми ролями. Эта оппозиция поставлена так осторожно, без вызова, которого вполне можно было ожидать от Сполдинг. Замечательно оформленная композиция, прямо с закругляшами и винтажными узорчиками.

Надо заметить, что в делюкс-версии Emily’s D+Evolution трек «Unconditional Love» приобретает альтернативную версию в последнем, четырнадцатом треке. (Традиционная ссылка на прослушивание альбома в конце рецензии ведет именно к Deluxe Edition.) Естественно, песня замедляется. Больше внимания уделяется гитарам, которые поначалу заставляют Сполдинг делать паузы между строчками, что несколько сбивает с толку после прослушивания оригинальной версии, а затем в соло повышают свою громкость и разбавляют трек новыми красками. Не самый мой любимый римейк, который, на мой взгляд, лишает нас капельки раздумия, привнося какое-то недопонимание, вызванное излишне контрастирующей партией гитар+барабанов в странном перерыве.

В «Judas» возрастают скорости, а бит на заднем плане становится более глухим, наряду с этим струны периодически выражают свое недовольство. Имя Иуды во вступлении и припеве вокально оформлено в очень милой форме, а в куплетах рассказываются две истории о простых грешниках, которых Эсперанса не ругает, а хочет, чтобы их простили. Она считает главным предателем этого мира Иуду, поэтому и назвала песню в его честь. К середине трека всё смешивается воедино, что вызывает некий дискомфорт. Особенно головокружительным становится голос Эсперансы.

Мы возвращаемся к напору из «Good Lava» в «Earth to Heaven», что не не может не нравиться. Нам навязывается больше ритма, нежели чем мелодии, и мы снова находимся в сиденьи американских горок, туго пристегнутые на пути в небеса. Здесь больший упор идет на партию пианино, которое повышает трек в плане громкости. Но в последний момент решает именно рифф.

«One» намекает на то, что нужно взять передышку, поэтому с точки зрения баланса всё прекрасно. Припев — более истеричный, но он быстро сходит на нет, отдавая ведущую роль сольному риффу с большим объемом ударных тарелок. Мне нравится начальная вкрадчивость, которая превращается в мини-торжество, вкушаемое потихонечку, как часть шоколадного торта, чья вишенка уже близко, но не укусишь. На самом деле, мы не так и далеко от истины в этой метафоре. Трек по логике и названию своим о том «единственном» (или «единственной»), которую так трудно найти: Я всегда его знала, но не могла встретить».

Интересная задумка припева «Rest in Pleasure» граничит с типичным попсовым «аканием», задающим тон основной строчке. На мой вкус, длину трека можно было бы и укоротить, но если вы считаете его выдающимся, то не всё так плохо. Не самое сильное выступление со стороны Эсперансы, тут можно было бы и больше поработать.

Какое обескураживающее начало у «Ebony and Ivy»! Словесный поток а капелла перерастает в очень плавную секцию трека, делая его едва ли не самым лучшим с Emily’s D+Evolution. И припев напряжен грубыми гитарами, которые идеально контрастируют с высоким и немного наигранным вокалом Сполдинг. К нему так и хочется вернуться, он очень мистичен по своей натуре и являет собой большое многообразие приемов. А каков текст!

Тяжело было расти снаружи,
Расти хорошим и быть счастливым,
И притворяться, что вьющийся плющ
Не перевесит нашу ветку.

Тяжело было расти снаружи,
Но мы наконец-то счастливы на том месте,
Где шалфей на горе сейчас —
То ли растение, то ли животное.

Эсперанса сравнивает стремление к мудрости с шалфеем, и все эти отсылки к флоре и фауне прекрасно вписываются в камуфляжный концепт альбома. Боже, после таких строф этот трек мне нравится еще больше. Речитатив возвращается к концу трека, доставляя оргазм переходом к припеву с помощью наложения.

«Noble Nobles» возвращает нас к грациозной эстетике и духовым партиям. Иногда Эсперанса кажется назидательной, а её порицательный тон находится на поверхности, но эта агрессия выходит невероятно элегантной. «Farewell Dolly» представляет фриковый бит, что идет по одной дорожке с немного нерешительным голосом, не готовым к прощанию. Только вот до конца альбома еще слушать и слушать. Я так понимаю, что роль этого промежуточного, пусть и короткого трека достаточно велика, но я не могу найти состыковки с лонгплеем. Если узнаете — черкните в комменты.

После зубодробительного начала «Elevate or Operate» происходит много всего, и вырисовывается какой-то сумасшедший пейзаж для пикника, вышедшего из-под контроля. Насколько я понимаю, тут происходит долговечный конфликт, потому нас тянет туда-сюда. То мы концентрируемся на основных строчках, то бэк-вокал занимает наше внимание на некоторое время. Что-то игрушечное и непонятное.

В «Funk the Fear» всё начинается издалека, ритмы становятся всё менее контролируемыми, а инструменты сжимаются до минимума. «Слогановские выкрики» сопровождают всю композицию, но делают его каким-то односторонним. Складывается ощущение, будто лонгплей медленно скатывается, и Сполдинг пора снова вернуть слушателям хорошее настроение. Извините, но длинный фанковый трек для меня делает обратное.

Если считать «I Want It Now» смысловым завершением Emily’s D+Evolution, то у нас и так складывается полноценная картина. Мы уже говорили об эмоциональной спирали этого лонгплея. Так вот, она взрывается в этом наполненном драмой треке. Грандиозное завершение, под которое не стыдно подписать титр «The End». В лучших традициях джазовых концертов выступление подходит к своему апогею. Если же вам нравятся делюкс-дополнения и прочие плюшки, то вас приятно удивит «Change Us», который продуман настолько, что не кажется проходной композицией на бис.

Ну что же тут еще сказать? Если так звучит современный джаз, то я очень за него рад. Особенно этот жанр может гордиться такими исполнителями, как Эсперанса Сполдинг. Да, здесь не обошлось без вкраплений соула, фанка, африканских вайбов и попсовых моментов, которые необходимы для расширения рынка. Но всё это слияние прекрасно отображается в Emily’s D+Evolution, который, я уверен, попадет в списки лучших по итогам 2016 года.

В последнее время я очень долго не писал рецензий, и в моем расписании скопилось много альбомов, которые надо бы разобрать. Среди них есть много хороших, что говорит об определенном соперничестве между ними. Недавно я поймал себя на мысли, что достаточно щедро расставляю оценки, поэтому Эсперанса получит на балл меньше. Обосную свой выбор следующим образом. Я много раз за этот месяц прослушал Emily’s D+Evolution, что было вызвано непробиваемой прокрастинацией и что заставило углубиться в этот альбом. Но особым хайлайтом для меня было только его начало, разбавленный темп в некоторых треках совсем выводил из себя, поэтому переслушивать их не хотелось. Однако это планка, которую многим еще предстоит покорить.

8Оценка: 8/10

Плюсую: «Good Lava», «Unconditional Love», «Judas», «Earth to Heaven», «Ebony and Ivy»

Минусую: «Rest in Pleasure», «Elevate or Operate», «Funk the Fear»

Слушать Emily’s D+Evolution на Яндекс.Музыка

Это не эволюция дошла — это Эсперанса сама дошла.
MV.

Следующий Пост

Предыдущий Пост

Оставить комментарий

© 2024 Музыкальный Викинг

Тема Anders Norén

css.php