Вступление
Если фильмы об успехах советских спортсменов достигают рекордных кассовых сборов, то история Superchunk заслуживает своей собственной экранизации. Они образовались в 1989 году усилиями тогда еще встречавшихся Мака МакКогана и Лоры Балланс. Известен этот дуэт из Северной Каролины не только созданием группы, но и одновременным основанием лейбла, под которым они начали выпускать свою музыку. И в этом бы не было ничего особенного для музыкантов, позиционирующих свое творчество как DIY-панк (прим. автора – «сделай сам»), если бы только лейбл не назывался Merge Records.
Еще пару дней назад я обозревал альбом арт-панк группы Ought, которые недавно попросились под их крыло. Без Superchunk не было бы таких преуспевших коллективов, как Neutral Milk Hotel, Spoon, и многих других. Особым предметом гордости Мака и Лоры является Arcade Fire, чей Funeral и последующие три альбома вышли на Merge Records. Таким образом, Superchunk можно называть крестными родителями музыки, и радует тот факт, что они продолжают творить сами.
На этом связи и талант не заканчиваются: барабанщик Джон Вурстер с 2008 года совмещает свои выступления с The Mountain Goats. А гитарист, Джим Уилбур… Ну, он тоже где-то рядом. В 1996-м он даже создал группу Humidifier и выложил один альбом. На самом деле, он просто счастлив быть в таком окружении.
Если вы хотите попробовать Superchunk на вкус, среди десяти предыдущих альбомов я бы выделил Foolish (1994). К тому моменту ребята уже считались успешными и выпускали лонгплеи как горячие пирожки, не менее одного в два года, и Foolish запатентовал безукоризненный инди-звук, который звучал не слишком безопасно для середины девяностых, сходивших с ума по успеху гранжа. А ноги росли с самого первого сносившего двери и башню Superchunk (1990), откуда выпрыгнули элементы пауэр-попа, но уже в инди-анатомии, проповедуемой Superchunk. А, как мы убедились впоследствии, они все очень четко понимали в этом деле.
Десять лет упорной работы в скаутском и наставническом деле сказались на отсутствие альбомов. Ожидание с 2001-го по 2010-й было вечным, но, метафорически выражаясь, они отпустили своих детей в колледж и сосредоточились на своем креативе. Последний их альбом с нехарактерным для них названием I Hate Music (2013) был оценен положительно, но, как это бывает со старичками, встреча была не с хлебом-солью. Большой фанат Superchunk и, возможно, лучший поп-панк-исполнитель современности Джефф Розенсток после I Hate Music заявил: «Наверное, стоит говорить о группе, которая выложила десять альбомов, и ни один из них не провалился». Вы можете не верить мне, но не верить Джеффу?
И чем же ветераны зацепили своим What a Time to be Alive? Они ударили по больному месту американцев, по их президенту. И это принесло свои плоды. Подробности – ниже.
Обзор композиций
С самых первых минут я надеюсь, что в What a Time to be Alive есть больше таких треков, как стартовый одноименный сингл. В паблике я уже назвал панковый гимн «What a Time to Be Alive» льстящим разным поколениям. Superchunk удается донести свое послание и тем, и другим, и третьим. Безумно радостен припев со строчкой «В какое время мы живем!» Что может пойти не так? Только вот песня посвящена американскому народу, живущему под плинтусом, причем пожелавшему себе такую жизнь, а теперь сетующему на свое гниение. «Грязь, стыд, гребаная ложь – в какое время мы живем!» – сообщение дошло без задержки и сразу в голову.
Короткий «Lost My Brain» описывает обложку альбома, потому что мозг убежал своей дорогой. «Сдаюсь потоку дерьма, появившемуся в прошлом году» – явная отсылка к победе Трампа. Социально-политическая острота приходит с упоминанием Челси Мэннинг в «I Got Cut», сингла, деньги с которого уходили на благотворительную акцию, связанную с планированием семьи. Но меня лично этот трек радует не своим прекрасным контекстом, а хлестким вокальным и музыкальным выступлением, которое доказывает, что необязательно брать сложной лирикой.
Давнишние фанаты Superchunk просто в восторге от песни «Break the Glass», и причины тому есть. В ней нервный рифф передает печальную безвыходность, а припев в противовес тексту нерасточителен и чуть ли не инструктивен, прямо как текстовые напоминания в случае необходимости: если есть молоток, значит есть и стекло. Вы знаете что делать.
После «Bad Choices» ясно понимаешь, что ребята могут быть и пошустрее, но они намеренно никуда не спешат. Все проходит очень академично, почти точно так же, как раньше, но с оглядкой на календарь. Эта песня о том, что ошибаются все, но вот кого-то определенного за косяк уже простить невозможно. Отсюда и резкая подача материала, с каплей нотации и решительным окончательным «нет».
Я понимаю, что делать годный пауэр-поп с таким жизненным и музыкальным багажом – это здорово, но есть на What a Time to Be Alive свой спад. Но только в двух треках, вынужден заметить. Сначала идет «Dead Photographers», очередной активный трек, но слишком простой и шумный. Он мог сгодиться разве что для саундтрека к какому-нибудь Crazy Taxi. О да, такие игры были. А вот заманчивая совместная композиция «Erasure» с Кэти Кратчфилд из Waxahatchee и Стефином Мерриттом из The Magnetic Fields зависит от вашей оценки ее припева. Меня вот это трехстрочие не зацепило, да и вообще можно было обойтись без гостевого бэк-вокала упомянутых исполнителей.
Однако у Superchunk получается замечательная вторая половина альбома, и это связано с тем, что здесь они не побоялись быть не в тренде. В первый раз Superchunk выдают свой возраст в треке «Reagan Youth». Вернувшись к своим корням, Мак в его начале звучит не хуже, чем Билли Джо Армстронг и даже похож на него, а скорее это Билли – на Мака. Даже молодежь, которая могла бы повести пальцем у виска, с радостью и здоровым любопытством запрыгивает в восьмидесятые, как главный герой романа Стивена Кинга «11/22/63» прыгнул в шестидесятые и был в восторге от еды, которую тогда подавали.
Точно так же незаметно, как «Reagan Youth», проскочил коротюсенький «Cloud of Hate». Заметили, что на стороне «B» ритм не спадает ни на секунду? А «All For You» вообще стала моей любимой композицией с What a Time to Be Alive. Это единственный момент с плавным вокалом МакКогана, и он окупается на все сто.
Как-то модно стало добавлять в названия завершающих треков прилагательное «черный». Все настолько плохо, американцы? Обращение идет к человеку, который думает, что находится на дне, но снизу опять или снова постучались. Может быть, под «черной нитью» подразумевается траурная лента, так как текст печален из-за наслаивающихся друг на друга трагичных новостей. Вот так быстро What a Time to Be Alive превратился в пресловутую иронию. Это ж в какое время мы живем?
Вердикт
Этот альбом не снесет чарты и коммерческие рекорды, но Superchunk к этому и не стремятся. На этой стадии их карьеры им просто чертовски нравится делать музыку. Учитывая их творческую чуйку, они еще подарят, прямо или косвенно, новые шедевры. Если фирму оценивают по ее боссу, то в Merge Records могут гордиться шефскими работами. Все у них там хорошо.
На What a Time to Be Alive вы найдете что-то для себя и оставите его не на полке своей аудио-библиотеки, а в своем сердце. Знайте, что супергерои существуют и ходят с нами по земле. Иногда мы их не замечаем, но все это для благого дела. Вы же знаете, что им лучше не показываться в своем полноценном обличии.
Оценка: 7/10
Плюсую: «What a Time to Be Alive», «I Got Cut», «Reagan Youth», «All For You»
Минусую: «Dead Photographers», «Erasure»
Слушать What a Time to Be Alive в ВК
Слушать What a Time to Be Alive на Bandcamp
Теперь будет знать про Merge Records,
MV.