Вступление
Марисса Надлер – человек с множеством талантов. По образованию она пусть и напрямую относится к искусству, но ее основным занятием можно считать иллюстраторство. Помимо этого она занималась другим визуальным творчеством, что, казалось, не имеет ничего общего с музыкальной карьерой. Но Мариссу затянуло желание писать песни. Первый ее альбом, Ballads of Living and Dying, вышел в 2004 году. И уже с первой работы ее трудно было причислить к ряду фолк-исполнителей или к жанру singer-songwriter. В музыке Мариссы намешано много всего, но остается очень простой и медлительный каркас, которого она придерживается. В ее сладко-темных мелодиях можно услышать американу и даже более артистичный кантри.
Strangers – это второй альбом Надлер под лейблом Sacred Bones Records и седьмой вообще. Честно говоря, перейдя на этот лейбл, Марисса потеряла саму суть своей философии, что, возможно, часто случается с сильными инди-исполнителями, пытающимися выйти на большую сцену. Но, как оказалось, July, вышедший в 2014 году, даже малыми силами вызвал восхищение многих. Этому способствовал голос Мариссы, который мог принадлежать одной из сирен, чей сладостный тембр ублажал слух Одиссея. В самом деле, ее вокал напоминает принцесс с длинными черными волосами из заточенных замков и башен. Однако мне не хватает в July вкуса, будто не за что зацепиться.
Strangers дает надежду на что-то новое. У нее исчезают мрачные вайбы, которые нисколько не должны быть присущи ее ангельскому голоску. Мариссу на протяжении всей ее карьеры сравнивают с Челси Вулф, и, вполне вероятно, что нашей подопытной на это начхать, но такое отождествление чаще всего идет вразрез с критическими высказываниями. Марисса, прежде всего, позиционирует себя как сочинительницу баллад, и не всегда они о нереальных и потусторонних мирах. Это ни в коем случае не камень в огород Челси, а констатация того, что этих двух исполнительниц сравнивать бесполезно. Strangers – прямое этому доказательство.
Композиции
В первом треке, “Divers of the Dust”, я могу подметить то, что пианино далеко не статично, а, наоборот, развивается вместе с Мариссой. Поначалу вам может показаться, что здесь нет ничего особенного, кроме простой изысканности. Но поверьте: при втором воспроизведении припева к вашему горлу подойдет комок. Это очень лаконичный стартовый трек, будто Надлер просто приоткрыла дверь и зашла в комнату.
Немного странное решение в “Katie I Know” вступить с плаксивыми струнными, чтобы остановиться и заразиться бодрым, пусть и флегматичным битом. Даже немного нелепо слышать, как она поет под него, потому что ее вокал определенно не подходит под рамки трип-хопа. В какой-то момент мелодию поддерживает отставшая гитара, которая как раз позволяет сбалансировать эти противоположности. Надо сказать, что “Katie I Know” – должно быть, самый печальный трек с Strangers. Здесь поется о прощании, о разлуке, о возвращении к истокам. Но весь этот ностальгический и сопливый этюд доказывает, что, уходя, нужно плотно закрывать двери: “Я знаю, Кэти, когда нужно уйти”…
“Skyscraper”, несмотря на свое название и светлое вокальное настроение, является скоплением небольших темных ноток от Мариссы. На фоне неявно слышен гудящий и резонансный звук. Сам же текст, говорящий о том, что любовь способна поднять нас до небес (в данном случае, до высоты небоскребов), звучит несколько печально и чересчур серьезно. Не самый мой любимый контраст с Strangers.
По какой-то причине я считаю “Hungry Is the Ghost” самым успешным из первой четверки. Хотя обычно выбираю фаворитов повыше. Ударные теперь реще беспокоят ваши уши, что дало простор для отличного сопровождения. На фоне буквально присуствует воронка, поглощающая все на своем пути. Это более мистический трек, возвращающий нас к книгам о призраках, где Марисса начинает перевоплощаться в одного из них. Напрашивается готическое сравнение с Челси Вулф, в особенности с треком “Maw” из ее альбома Abyss. Перед нами очень хороший атмосферный звук, к которому хочется вернуться.
Начало “All the Colors of the Dark” – это нечто волшебное. Название трека не готовило меня к такому веселенькому старту. Сама строчка из припева мне напрямую стала напоминать Эдит Пиаф и ее “La Vie en rose”. Есть здесь что-то классическое. Хотя бы само описание пейзажа с садом зеленых фигур. Вообще, это один из двух треков с Strangers, что удостоились клипов. Как видно, к красоте песни добавляется покадровая съемка, которая, на мой взгляд, не совсем соответствует текстовой картине, но на это можно закрыть глаза.
Помните, я говорил, что Марисса входила в нашу комнату? Должно быть, я ошибся, потому что она выходила. Видите ли, заголовочную песню “Strangers” можно охарактеризовать как медленную прогулку девушки по ночным улочкам, которая ни в коем случае не хочет оказаться в центре их событий, но при этом волнуется о том, что выглядит странницей. Она явно одинока, снаружи нет ни единой души и даже нет преступников, жаждущих свежих душ. Слышите эту гитару? Вот вам и пламенный привет кантри. “Strangers” – самый растянутый трек с лонгплея, но это легко объяснимо тем, что это центр, самая мякотка. По мне, все эти песни, которые делят название с альбомами, обычно ни к чему хорошему не приводят.
Когда взрывается припев “Janie in Love”, я не могу не затаить дыхание от приятной музыки и особого ощущения, что как будто я где-то уже слышал. Очень мощный трек, пусть эта сила и преподносится повторениями названия этой песни. Марисса сравнивает себя с некоей Джейни, которую затем называет стихийным бедствием, когда она влюбляется, но допускает, что сама подвержена таким внутренним изменениям. Сразу после такого буйного перехода мы слышим “Waking”, медленный, сонный, немного пресноватый трек, который в очередной раз свидетельствует, что пробуждение – это не айс.
“Shadow Show Diane” – это интересное, но бредовое повествование с минимальной инструментовкой. Структура композиций становится все проще, пока мы приближаемся к концу альбома. Марисса следит за людьми из окна и из-за этого потихоньку сходит с ума. Ну дак не смотри. У тебя уже есть Кэти, потом Джейни, а сейчас Диана появилась. Кстати говоря, в интервью Надлер призналась, что эти “именные” песни она поет о настоящих людях! Можно ли сделать вывод о том, что она сумасшедшая? Вряд ли, потому что она выглядит вполне здравомыслящей девушкой. Страдающей вуайеризмом.
За номинацию самого элегантного трека поспорит “Nothing Feels the Same”. Он не привносит больших изменений, но каждый раз сердце йокает, когда слышишь их. Один аккорд на припеве довершает этот принцессовский голос Мариссы. Люди опять начнут спорить, что это все неземное, высокое, что я зря отхожу от готических пристрастий.
Но “Dissolve”, по-моему, подтверждают мою точку зрения. Ее голос становится более глубоким, и музыка-то, музыка буквально из классики 50-60-х годов. В Strangers не было ни единого упоминания потусторонних миров, все это происходит в голове самой исполнительницы. Я чувствую ее непосредственное присутствие и реальность самих ее историй.
Вердикт
Несмотря на то, что в Strangers нет явных промахов или неудач, я не вижу в нем чего-то суперграндиозного. В списке заминусованных треков будут те, что просто немного вышли из основной колеи, но была бы моя воля, там вообще бы было пусто. Наверняка, это лучший альбом Мариссы Надлер в ее карьере, и я прекрасно вижу почему. Здесь складывается и простая аранжировка, которая смотрится невероятно гармонично под голос, который иногда и не требует поддержки. Более того, Strangers – это большая история, пусть и не содержащая какого-то общего концепта. Чернобелость контента нисколько не угнетает, а дарит нам некий тип бодлеровского мира, где все кажется обнаженным, а жизни людей читаются, словно книги. С другой стороны, это просто слушабельный альбом с низким порогом вхождения. Не могу поставить оценку выше.
Оценка: 7/10
Плюсую: «Hungry Is the Ghost», «All the Colors of the Dark», «Janie in Love», «Nothing Feels the Same»
Минусую: «Skyscraper», «Waking»
Мы проходим мимо,
MV.