Джоанна Ньюсом — певица из Невада Сити, штат Калифорния. Её главным увлечением с детства была музыка, но прежде, чем научиться играть на арфе (что на данный момент поражает больше всего, и действительно — есть чему поражаться), ей пришлось ждать свою мечту за уроками игры на пианино. В альбомах Ньюсом особенно чувствуется нежная любовь к инструменту. После выхода Divers Джоанна побывала на шоу Ларри Кинга и исполнила его давнюю мечту поиграть на арфе. Поверьте: чтобы удивить старину Ларри, нужно сильно постараться.
Ньюсом известна своей музыкой, разбивающей временные рамки и похожей на пение птиц у французской булочной. Divers — это четвертый альбом певицы. The Milk-Eyed Mender не мог не стать одним из лучших лонгплеев 2004 года благодаря своей мелодической самобытности. Следующий проект назывался Ys вышел в 2006 году и поразил всех малым количеством треков (всего пять) длительностью в 55 минут, что уже больше, чем средний лонгплей. Джоанна отыгралась на Have One on Me в 2010-м, когда выпустила три фуллплея по шесть песен каждый. Теперь я понимаю, почему альбом ждали с таким нетерпением. Современного слушателя привлекает тру-музыкант с творческим непостоянством и отрешенным подходом исключительно к делу.
Divers возвел вокруг себя всех слушателей-энтузиастов, требующих зрелищ. Даже хейтеры голоса Джоанны, которые называют его излишне детским, прильнули к наушникам, чтобы услышать новый материал. Их аппетит уже разыгрался с появлением сингла, но обо всём по порядку.
Альбом начинается треком “Anecdotes”, характеризующимся воздушно-веселыми клавишными. Не разбираясь в композиционной семантике, предположу, что это арфа рождает замечательные звуки на дальнем плане. Такое ощущение, что Джоанну окружает вся природа и поет вместе с нею, отмечая свое непосредственное присутствие в рассказе певицы (примечание: так называемые “анекдоты” в английском языке не имеют ничего общего с юмором; это, скорее, правдивые истории из жизни). Я бы даже провел параллель с “Садом земных наслаждений” Иеронима Босха, если позволите.
Мелодия замедляется к концу трека, создавая ощущение отличного вступления к какому-нибудь романтическому фильму. Я прямо чувствую, как атмосфера медленно показывает себя, пока камера меняет планы от маленького к крупному и наоборот.
Тут мы и подошли к синглу “Sapokanikan”, к которому у меня уже сложилось двоякое отношение при просмотре клипа. Да и не у меня одного: комментарии пестрили своим разнообразием, вызванным нахождением музыки вне эпохи. Для начала я никак не мог понять текст, а оказалось, что в первом куплете вообще помимо несуществующих топонимов ничего и нет. Мне было одновременно стыдно и непонятно. Дал послушать трек своим друзьям и знакомым — лучше бы не давал. И вам не советую. Голос Ньюсом — не для всех.
Попробуем разобрать всё по отдельности. Всяческие переливы мне напоминают стук туфелек, а добавление низких нот струнных и барабанных дает нам интересный вокальный джаз. Середина становится фриковой, ведь я слышу только вокал Джоанны. Его очень много, и тут я не мог не поддаться своему быдлячему (в плане культурного просвещения, конечно же) смеху. Кульминация выводит мелодию так высоко, что мне становится страшно и хочется плакать. Но есть что-то в этом жутко прекрасное. Опять же, не для меня.
“Leaving the City” — это отличное композиторское решение, вводящее вполне современные ноты в течение лонгплея. Готовьтесь, что в Divers будет много звенящих звуков, которые своей пространственностью могут заставить почувствовать клаустрофобию, вызванную одновременными тишиной и беспокойством.
“Goose Eggs” — это тот редкий случай, когда к голосу Джоанны начинаешь привыкать и почувствовал приятную поступательную ритмичность куплета. Торжественность необычных для современной музыки напоминает о королевских процессиях. Здесь очень важно попасть в стихотворный поток, потому что он-то и раскрывает полностью Divers перед нами. Я не смогу полностью объять аннотации всех треков с замечательного ресурса Genius, вы можете ознакомиться с ними сами при желании. Но на “Goose Eggs” мы можем отметить отказ лирической героини от прошлого, когда “старая вуаль страсти, как та посуда, что мы бросали, раскололась, словно яичная скорлупа”.
Как-то этот вальс из “Waltz of the 101st Lightborne” совсем не впечатлил. Такое ощущение, что всё уже было сказано, а мы уже сидим в таверне и просто слушаем волшебную музыку. Видимо, объем поглощаемой информации во время прослушивания выглядит поражающе сокрушительным, с чем я лично не могу справиться, несмотря на свою любовь к лирическим концептам.
Как бы то ни было, мы переходим к “The Things I Say”. Это искренняя песня, более личного плана в отличие от глобальных первых. Она сопровождается только пианино, коего достаточно много для альбома Джоанны Ньюсом. К концу создается атмосфера темного замка или даже крепости с кучей решеток и мрачными тайнами.
Не зря озаглавливающий лонгплей “Divers” — это напряженный и натянутый трек. Для кого-то он даже окажется трогательным, ведь это та самая непонятная история любви. Ньюсом задает в этом треке много риторических вопросов (как выбрать имя, жизнь и моменты для своих поступков), создает много образов. Здесь всё становится очень сложно. Нет, не в стиле Санты-Барбары, но на несколько серий может затянуться. Дело в том, что лирическая героиня потеряла некую жемчужину, подаренную любимым мужчиной (очевидно, ныряльщиком, о чем гласит трек). Теперь она не может выйти замуж, пока не найдет эту проклятую драгоценность. Этот трек очень элегантен и ретроспективен, что потихоньку начинает раскрывать смысл предыдущих песен. Думаю, что вы найдете много ответов на свои вопросы именно здесь, и советую посмотреть эпичный клип для упрощенного визуального восприятия. Он действительно хорош.
Под “You Will Not Take My Heart Alive” я задумался о том, что как-то звук становится всё медленнее с каждым треком. Честно говоря, мне уже наскучила подобная музыка, извиняюсь. Такое безразличие у меня не вызывают даже самые сонные альбомы. К сожалению, для меня концептуальность здесь оказалась то ли слишком однообразной, то ли слишком сложной. Просто этот трек будто играет из заевшей шкатулки. В “A Pin-Light Bent” одна часть голосового пассажа выбила меня из колеи побольше, чем в “Sapokanikan”, но это показалось интересным на фоне моей неусидчивости.
Я говорил про природу, и она пришла в “Time, As a Symptom” в ее истинном проявлении. Это самый, должно быть, зубодробительный трек, который лично меня не зацепил. Но, несмотря на это, он красив, по-своему напоминает постоянные вращения балерины.
В Divers я увидел и хорошее, и плохое. Этот альбом поставил меня в тупик настолько, что я не могу выбрать понравившиеся треки. Ньюсом проделала огромную работу, как лирическую, так и композиторскую, я понимаю это. Это в самом деле так: глубина самого произведения поистине впечатляет. Но вот я не считаю, что её поэмы прямо уж так прелестно обвиваются вокруг внеземной рококо-исторической музыки. Я уверен, что у каждого слушателя появятся проблемы с погружением в этот фантастический мир. Спасибо Джоанне за то, что показала, насколько я могу быть узколобым. Может быть, я дойду до Divers через несколько лет, да пусть и будет так — сам буду рад. А пока…
Оценка: 5/10
Плюсую: «Goose Eggs», «Divers»
Минусую: «Waltz of the 101st Lightborne», «You Will Not Take My Heart Alive»
P. S. Глянув на текст этого обзора, я прямо ужаснулся. Да, иногда приходится писать шибко критические статьи, нужно привыкать. Пишите, что вы думаете об этом альбоме.
Куда-то я не туда погрузился,
MV.