Чем не угодили «человеки»
Дэймону Албарну стукнуло пятьдесят. Казалось бы, выпусти он посредственный альбом, ему бы сошло это с рук. Посмотришь на него и думаешь: этому мужику точно наплевать на мнение остальных. Он садится в кресло радиостанции BBC, развязно говорит и сухо шутит. Чувствует себя королем ситуации. И тут типичный обладатель ордена Британской Империи со всей своей уверенностью спокойным, монотонным голосом признает, что расстроен.
Дэймон – кхем, сэр Дэймон – признал прошлогодний Humanz провалом. Он считал альбом своим главным артистическим заявлением. В погоне за модой Албарн занялся музыкальным собирательством масштабного конструктора. Профессиональная горячка запустила необратимый процесс. Нужно было больше и лучше. Количество треков запеленало видение артиста. Итог: Gorillaz забыли об аудитории.
Humanz вобрал в себя все, что фанаты Gorillaz не жаждали услышать. За умелым продакшеном и жонглированием жанров ничего не стояло. Если обычно музыкантам не хватает идей, они держат альбом на соплях и выводят его на рынок. В Humanz даже крепить было нечего – остались одни сопли.
Прошел год. Вот вы помните хоть что-нибудь, кроме названий треков? Ни одна мелодия не звенит в наших головных коробках. Для меня это было невероятно обидно. Я до сих пор стираю пылинки с пятнадцатилетней кассеты дебютного альбома Gorillaz и вспоминаю прекрасные детские деньки. Тогда география и масштабность группы не имела границ. А Humanz лишился всего, поразив фанатов своей враждебностью. Они пришли на тусу к давним друзьям, а там двадцать непонятных тетенек и дяденек.
Поменялось отношение к коллабораторам. Когда любитель «обезьянок» слышал имя Шона Райдера, с радостью говорил: «Этот чувак был на «Dare» у Гориллаз!» Записаться на альбоме культовой арт-рок группы было привилегией. На Humanz музыкальные гости тоже ощущали честь работать с Албарном, но с альбома казалось, что они делают ему одолжение. Их появление в треклисте было грандиознее, чем само выступление. Gorillaz перестали быть центром вселенной. Набежали всякие «коперники», и вокруг них больше не крутились планеты.
Сейчас-сейчас
Я не зря начал рецензию с описания Humanz, потому что шестой альбом Gorillaz уже называют контрответом на него. The Now Now уже затем слушать надо, что он будет лучше предшественника. Дэймон услышал жалобы со стороны фанатов. «К черту», – сказал он и понял, что ему надо угодить и себе, и другим. Пора спеть самому. Снова выйти на передний план.
А это действительно необходимо, потому что визуальная часть Gorillaz теряет свою ценность. В историю героев вникать уже не хочется – осталась только музыка. Я не вижу причины, почему люди до сих пор читают интервью с 2-D или Расселом. Чтобы узнать, что Мердока посадили? Только к альбому это не имеет никакого отношения. Албарн сказал, что песни написаны с человеческой колокольни. Самое время разграничить фантазию с реальностью.
Синглы The Now Now порадовали своими новыми электронными решениями. Мягкое течение мелодий с «Lake Zurich» и «Humility» было похоже на медленно тающее мороженое, стоящее на подоконнике. Не всем оказались по душе летние вайбы нового материала Gorillaz. А кто-то скажет, что именно лета им и не хватало. Тем более, такого постоянного.
Обзор композиций
Запросы из стола заказов были выполнены на «Humility». Вот вам и вокал, и настроение, и канон. Только почему-то все опять хлопают глазами. С первого прослушивания сингл запомнился только живенькими гитарами Джорджа Бенсона, с первого просмотра клипа – неловким появлением Джека Блэка. Если подойти к композиции формально и не ослепнуть от ее пляжного вида, то можно заметить приятное замедление в концовке. Однако вам нужно сильно постараться, чтобы «Humility» стал вашим любимцем. Албарн здесь и о своей карьере рассказал, и очистился от прежних ужасов, но слушателю от этого не легче.
Оказалось, что главной задачей «Humility» было заложить основание песочно-теплого альбома The Now Now. Электронные нотки «Tranz» напомнят вам о не особо сильном «Saturnz Barz». Припев растворяется в собственной обертке, но выходит победителем из-за запоминающихся бип-бопов. Они очень походят на идеи а-ля «индастриал» и «краут-рок», отлично раскрытых в этом году соотечественниками Gorillaz, группой Hookworms. Вокал здесь полностью спрятался в тумане и издает очень короткие вопросы с непонятными для нас целями. Кто там горит, кто там танцует, кто на кого походит – это не для наших ушей.
«Hollywood» – прекрасный повод для хейтеров продолжать хейтерить пропихивание других исполнителей. И меня бесит, что Gorillaz дает этот повод. Они отлично расчертили этот трек. Его припев – одна из самых сильных сторон The Now Now. Расслабленный бит и фирменный албановский плавный голос доходят до заразительности крупных хитов с Plastic Beach. Даже появление Снуп Дога не испортило каши: он не высовывался и отлично дополнял картину средненького Голливуда. Но пришел Джейми Принсипл и все изгадил. Он появился здесь с перепуга как непрофессиональный комедиант, который оправдал свой отвратный стэнд-ап экспромтом и смазал впечатление от «Hollywood».
Вам не должна понравиться «Kansas» по всем статьям. Эта несмешная партия бас-гитары похожа на вступление к серии «Ералаша». Наивность любовной лирики поражает: не будем плакать, поедем на родину, найдем новую мечту. Но почему-то из уст 2-D трек звучит искренне и ностальгично. Не мог же он не втюриться, когда у него за спиной столько околокриминальных приключений. Наше путешествие по Штатам продолжается в «Idaho», но эта песня точно не подойдет для туристической зазывалки. А вот для рекламы спальных матрасов – в самый раз.
На безрыбье и «Sorcererz» рыба. Если бы Tears for Fears записали «Mad World» в мажорной ноте, то звучало бы оно именно так. Здесь Албарн указывает на стандартизацию общества, выраженное однотипными дроновыми звуками и промышленно-технологическим битом. А фанковый рифф добавлен, чтобы вдохновить народ на самовыражение и защиту своих точек зрения и образов жизни. Заметьте, как он выходит перед припевом и заглушает стартовую монотонность. Единственный косяк – наверняка, песню можно было бы закончить посильнее, чем просто повторением inner vision.
Что я там говорил про географию? Мы сменили США на Швейцарию в «Lake Zurich». Как говорится в тексте, Албарн снимает с себя ответственность за эту композицию. Обычно он знает все наперед и имеет полный контроль над треками. Ему стало страшно, потому что «Lake Zurich» выбился из рук. Из этой художественной потерянности и родился этот прекрасный темповый раскат, который вы можете повторить с подручными средствами на кухне. Побольше железной утвари – и вперед.
Под «Magic City» может подразумеваться Майами, еще один американский город, на этот раз из более солнечной Флориды. Мы привыкли к тому, что на The Now Now царит мягкий психоделический поп. Когда слушаешь of Montreal, страдаешь от перенасыщения мультяшного преображения – когда слушаешь подобное у Gorillaz, умираешь от внезапно нападающего кризиса среднего возраста. «Magic City» звучит устало и праздно. Как будто жить в Майами уже нет сил, но надо притворяться перед соседями, что все хорошо. Жуть.
Я назвал «Fire Flies» лучшей песней Албарна за последние восемь лет. Мое мнение укрепилось, потому что это спасительный круг The Now Now. Глитчеватая природа трека отлично контрастирует с медленной вокальной подачей 2-D. Долго не мог вспомнить, на что походит поступательная синти-партия «Fire Flies», а потом осенило: вылитый «Save Me» от румынской группы Morandi, о которой все забыли после массового обмена их песен по Bluetooth. Реально, между куплетами можно включить женский вокал и получится отличный микс.
Альбом мог и обойтись без заливочного «One Percent», а без финального «Souk Eye» потерял бы много шарма. Наверное, этот эффект ожидался от такого же гитарного «Kansas», но уже поздняк метаться. Скоро Gorillaz окончательно американизируются и бахнут кантри-альбом, который так или иначе прослеживался на всех предыдущих работах. «Souk Eye» добавляет туда затейливые перкуссии и остроумные клавишные. Это больше походит на тех Gorillaz, которых мы знаем.
Вердикт
The Now Now – это альбом-скучашка. По прежним денькам, по славе или по Мердоку – это не важно. Дэймон Албарн в первую очередь скучает по своему гению, который рождался у него в нужное время. Сейчас он спрятался, как джин в лампе. И Gorillaz все-таки нужна помощь. Не со стороны исполнителей, а с нашей.
В отзывах о The Now Now я вижу сильный разброс в полюбившихся треках. Вряд ли это говорит о классе альбома. Здесь дает о себе знать эффект плацебо. Всем хотелось, чтобы хоть одна песня понравилась. Все предвосхищали альбом-возмездие, но Gorillaz не способны на злые намерения вроде мести. Им нужно было просто вернуться на ноги.
Вспомните The Fall. Этот осенний альбом тоже вышел после грандиозного проекта и тоже поверг фанатов в неприятный шок. Он был лишь дополнением, он служил для выравнивания платформы после непредвиденного землетрясения. Между Humanz и The Now Now тоже шел восстановительный период.
The Now Now получился таким же коротким, как и первое живое выступление Gorillaz в России. И что, много вы там песен услышали с пластинки? «Tranz» и «Humility»? То-то и оно. Джемов тут не оказалось.
Пока радует оптимизм Албарна. После выхода The Now Now он начал работу над своим проектом The Good, The Bad & The Queen. У него еще есть что сказать. Gorillaz скорее живы, чем мертвы.
Оценка: 6/10
Плюсую: «Sorcererz», «Lake Zurich», «Souk Eye»
Минусую: «Idaho»
Слушать The Now Now в ВК
Слушать The Now Now на Яндекс.Музыка